Азиатские тигры образования
Так уж повелось, что многие состоятельные семьи, российские и арабские в том числе, предпочитают отправлять своих детей на обучение в Британию и Францию. Отучиться в тамошних элитных школах считается крайне престижно. Но, как свидетельствуют рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), цена и громкое имя учебного заведения не всегда означает качество. За лучшим школьным образованием сегодня нужно ехать в Восточную Азию.

В рамках глобального исследования систем школьного образования эксперты ОЭСР анализировали уровень знаний школьников из 76 стран мира. Особое внимание они обращали на математику и естественные науки.
Победителем влиятельного рейтинга стал Сингапур, за которым следуют остальные азиатские тигры — Гонконг, Южная Корея и Тайвань. В пятерке лучших также оказалась Япония.
Результаты исследования стали полной неожиданностью для Европы, в частности для Финляндии, которая последние годы считалась образцово-показательной страной в сфере школьного образования. Эксперты отвели этой европейской стране только шестое место, на следующей ступеньке расположилась Эстония.
Замыкают рейтинг страны Латинской Америки и Африки, где уровень школьного образования пока оставляет желать лучшего.
Что касается России, то наша страна оказалась в середине списка, заняв лишь 34 место. Эксперты объясняют это тем, что ОСЭР главным образом волнует то, насколько школьники умеют применять полученные знания в реальной жизни. Российская же система школьного образования построена на том, чтобы загрузить ребенка энциклопедическими знаниями, которые он подчас не могут применить на практике. Вместо зубрежки и решения задач по одному образцу, азиатские преподаватели учат школьников мыслить нестандартно и гибко – стараться найти несколько способов решить задачу и выбрать наилучший вариант.
По словам руководителя Центра оценки качества образования РАО Галины Ковалевой, в Минобрнауки данную проблему осознают и уже начали разработку концепции реформы математического образования. Однако наблюдатели опасаются, что из-за экономических проблем государство может снизить уровень поддержки образования.
В другом влиятельном свежеопубликованном рейтинге, составленном Всемирном экономическим форумом по развитию человеческого капитала, Россия (26 место из 124) получила высшую оценку по доступности образования. В то же время эксперты указали на его невысокое качество – критерий, по которому Россия оказалась только на 73 месте.
Лидерами же этого рейтинга стали Финляндия, Норвегия и Швейцария соответственно. В пятерку также вошли Канада и Япония.
По мнению экспертов, результаты обоих рейтингов дополняют друг друга. Так исследование ОЭСР показывает имеющиеся у России проблемы с качеством образования, а ВЭФ —достижения. Успех же восточноазиатских государств свидетельствует о том, что только экономически развитые страны могут обеспечить качество и доступность образования одновременно.
