«Арабская весна» в женском образовании

Одним из последствий «Арабской весны», заметно изменившей – к лучшему или худшему – политический ландшафт на Ближнем Востоке, стали новые возможности, открывшиеся для женщин региона. Особенно заметные перемены произошли в медицине и научной сфере. Однако необходимо, чтобы они были не временными, а долгосрочными. Многие уже понимают, что властные структуры сохранили статус-кво, и изменить его можно только с помощью образования.

Количественное отставание  женщин в академических  кругах стало темой оживленного обсуждения во всем мире. В арабских странах за последнее десятилетие появилось немало законов, закрепляющих права женщин, позволяя им играть активную роль в политической, экономической, образовательной и социальной сферах.

Но зачастую эти законы не реализуются на практике.

Несмотря на ведущие позиции в списке  200 самых влиятельных арабских женщин журнала Forbes, в целом положение тружениц науки на  Ближнем  Востоке неблагоприятное.

По данным недавнего доклада Всемирного банка,  женщины прочно доминируют в вузах Иордании, но 50% из получивших высшее образование   остаются безработными. Как же происходит разрыв между уровнем образования и занятости?

Мальчики и девочки в Иордании имеют равный доступ к начальному и среднему образованию. На университетском уровне, согласно  министерству высшего образования и научных исследований, женщины составляют половину студентов по многим дисциплинам, а в естественных науках, медицине и стоматологии их доля достигает двух третей. В магистратуре и докторантуре женщины составляют больше половины.

Но среди преподавателей университетов соотношение совершенно иное –

всего 26% доцентов и с 19% профессоров составляют женщины.

Причины этого кроются в  культурных традициях, обстановке в учебных и научных учреждениях, и в самих женщинах, считают Рана Даджани из Университета Айовы, США,  и Камаль Бани-Хани из Хашемитского университета Иордании.

Например, чтобы получить докторскую степень, нужно выехать за границу, и тут женщины оказываются сильно ограничены недостатком   финансов и семейными обязанностями. Кроме того, зачастую им не хватает образцов для подражания, способных  вдохновить на продолжение научной  карьеры, отмечают исследователи.

В истории ислама было немало женщин-ученых, но, к сожалению, сейчас они почти никому неизвестны. Например, Фатима аль-Маджритийя  (ум. в 1007 или 1008 г.) – один из величайших астрономов средневековой Андалусии. Или  Зубайда бинт Джафар аль-Мансур, автор грандиозного проекта облегчения паломничества из Багдада в Мекку. Благодаря ей по Можно еще упомянуть Сутайту аль-Махамали, помимо математики достигшую высот в юриспруденции, хадисоведении и  арабской литературе, и выступавшую экспертом в судах.

Неверно объяснять религией  ухудшение положения женщин в арабском мире. На протяжении всей истории ислама женщины имели равные права, подкрепленные аятами из Корана. И только с закатом исламской цивилизации, и распространением  колониализма и диктатур, права женщин в арабском мире уменьшились, утверждают Рана Даджани и Камаль Бани-Хани.

Отсутствие образования и ограничение свобод привело к возникновению  социальных норм, способствовавших  несправедливости и порабощению женщин. Это значительно сократило их научные достижения, и в конечном итоге способствовало сокращению женщин-специалистов во всех областях.

Главной задачей авторы исследования «Женское образование и тенденции в сфере занятости» считают пропаганду на государственном уровне позитивных примеров женщин-ученых в истории ислама и в современной науке.

Кроме того, социологические данные показывают,  что взаимная поддержка в социальных медиа способна  увеличить число женщин в науке и медицине. Поэтому сеть наставничества среди женщин – ученых и специалистов – не только поможет привлечь к науке новое поколение, но и будет способствовать междисциплинарным и межкультурным исследованиям, объединяющим все сферы знания и человеческой цивилизации.

Поделиться:

24 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх