Америка: у мечетей есть не только Имамы, но и “Совет директоров”
Поскольку мечети Америки финансируются иммигрантами, у которых в силу их происхождения заложен в голове авторитарный режим управления, имамы избираются именно этими финансирующими сторонами-работодателями и в своем роде воспринимаются работниками. Интересное явление описывает Имам М. А. Азииз.
Большинство мечетей Америки финансируются за счет иммигрантов. За лучшей судьбой в Штаты стекаются люди со всех точек мира, но как показывает статистика, преимущественно из стран с авторитарной системой управления. Этот факт имеет два последствия: во-первых, американские мусульмане ощущают недоверие к авторитетным фигурам и симпатию к демократии. Во-вторых, вследствие того, что в странах третьего мира мечети находятся в управлении у государства, имамы по умолчанию становятся «госслужащими». И это восприятие имамов как наемных работников не исчезает даже с переменой места жительства – засев в умах однажды, оно задает модель поведения иммигрантов по отношению к американским имамам даже на «нейтральной» территории.
Именно эти причины лежат в основе совершенно уникального типа управления в мечетях Америки. Организация мусульманского храма здесь отличается от организации других религиозных храмов. Сначала для строительства мечети собирается инициативная группа, затем она начинает привлекать средства и искать подрядчиков. Когда мечеть уже готова к приему в своих стенах верующих, основатели либо становятся постоянными членами Совета попечителей, либо организуют выборы в этот Совет. В обоих случаях, новый орган управления вскоре понимает, что выполнение духовных и образовательных услуг является довольно сложной задачей и требует полной отдачи от специалиста. Поэтому нанимают имама.
Если имам следует выбранному «сверху» направлению, он будет работать долго и счастливо. Но если религиозный деятель придерживается собственного видения, со временем разрыв между Советом и ним усилится, и имаму придется «уйти в отставку».
Имам М.А.Азииз выделяет 5 характерных черт такой специфичной модели управления мечетью.
Во-первых, имам считает себя духовным лидером, миссия которого – служить обществу и привести его ближе к Богу. Но с другой стороны он должен отчитываться тем, кто платит ему заработную плату. И эти два огня неизбежно конфликтуют.
Во-вторых, работа имама очень сложна и тонка. Она не подчиняется должностным инструкциям, ее не регламентировать и не описать в деталях. Большинство имамов разрываются между своими собственными приоритетами, потребностями общины и ожиданиями Совета. И если компромисса можно добиться, то ненадолго. А в долгосрочной перспективе конфликтов между имамом и правлением не избежать.
В-третьих, несмотря на долгое пребывание в Америке, иммигранты продолжают жить под культурным влиянием авторитарных институтов. И хотя они выражают свою искреннюю приверженность демократическим идеалам, как правило, они следуют только процедурам демократического процесса, а не духу демократии. В офисе иммигранты-спонсоры прибегают к авторитарным методам. Другими словами, Совет директоров превращается в Совет диктаторов.
В-четвертых, при возникновении личных конфликтов между имамом и одним из членов Совета, проигрывает первый, поскольку основатель имеет неприкосновенность как последствие вложенных сил и финансовых ресурсов в строительство мечети.
Разумеется, с какой-то периодичностью члены Совета избираются заново. Но избираются они из числа тех, кто внес финансовые средства или имеет высокий пост, а не тех, кто имеет опыт общественной деятельности.
Большинство имамов – это опытные духовные лидеры и считают, что обладают более глубокими знаниями и понимаем того, что нужно локальному мусульманскому сообществу. Иногда идеи Совета могут показаться им нецелесообразными, но решают в любом случае последние.
В-пятых, правление американских мечетей часто пытаются ввести новые должностные позиции внутри мечети. Разумеется, это делается из благородных целей – повысить общую эффективность. Идея в том, что имам должен сосредоточиться на религиозном образовании общества, в то время как другие работники должны развивать направления логистики, управления, финансов и других. На «новорожденные» должности приглашают исполнительного директора, координатора по работе с молодежью, координатора по информационно-
И наконец, имамы одни выполняют работу по сбору средств. Они своими глубокими и мудрыми речами вдохновляют людей на пожертвования в адрес мечетей. Но поскольку все финансовые решения по распределению фонда принимает Совет и, не всегда учитывая мнение имама, духовный лидер может испытывать разочарование в результате несоответствия его стараний его праву голоса. Зачастую имамы не могут самостоятельно принимать решения относительно распределения собранного закята, поэтому иногда позволяют себе определить эти средства на спонсирование небольших проектов, не уведомив об этом Совет.
Имам M. A. Aзииз считает, что такая модель управления в американских мечетях отжила свое и пора придумать что-то новое. Проанализировав все минусы, он занимается разработкой новой концепции управления.