3 исламских секрета Европы

«Ислам и Европа» – звучит, прямо скажем, не совсем. Многие, вероятно, думают, что одно с другим не только не сочетается, но и не имеет ничего общего. Что бы кто ни думал, одно неоспоримо: ислам оставил Европе огромное культурное наследие. По факту, ислам пришел в эти земли спустя 80 лет после смерти Мухаммеда (мир ему). А это означает, что остается неизведанной и не расследованной более чем 1300-летняя мусульманская история Европы!

Будучи одновременно мусульманином, писателем, фотографом и путешественником, я получил огромное удовольствие при исследовании тех исторических точек соприкосновения между Европой и исламом. Я натолкнулся на действительно удивительные обрывки истории и выделил для себя самые интересные из них.  Осторожно! Кое-какие могут взорвать вам мозг.

Антиисламская выпечка

Когда я был в Вене и изучал, как Османская империя дважды осаждала город в 16-ом и 17-ом веках, я наткнулся на любопытную легенду о простом, казалось бы, кондитерском изделии. Вы увидите эту выпечку в любом кафе, ресторане, отеле Европы. Без нее не обходится ни один «Континентальный завтрак». Ужедогадались, очемя? Да, я о воздушном круассане. Согласно легенде, это скромное кондитерское изделие впервые испекли повара Вены в честь празднования христианского города над мусульманами-турками.

Само слово «круассан» в переводе с французского означает «полумесяц». Как мне объяснили здесь, форма круассана символизирует фигуру полумесяца на знаменах турок. Толстое кольцо из теста, которое находится в центре, как бы обвивает полумесяц, говоря тем самым: «полумесяц схвачен».

И хотя эту легенду называют придумкой, и скорее всего, так и есть, я признаюсь, что попивая кофе (который так же связан с исламом, поскольку привезен из мусульманского мира) в венском ресторане, я глядел на заказанный круассан с некоторой долей подозрительности… Пока не откусил большой кусок из центра, который олицетворял кольцо!

Шампунь и карри

От турецких оккупантов плавно перейдем к индийской гигиене. Посмотрите на любую европейскую ванную комнату и обязательно обнаружите стандартную  бутылку шампуня. Этот обыденный предмет когда-то сыграл важную роль в соединении двух миров. Шампунь, или по крайней мере его предок, был на самом деле привезен к этим берегам индийским «доктором», известным под именем Саке Дин Магомед.

Мусульманин из Бихара, Магомед приехал в Брайтон в 18 веке благодаря своим связям с Док Ост-Индской компанией. Здесь он открыл что-то вроде викторианского салона красоты, куда приходили знатные лица британского викторианского общества ради процедуры Чампи (индийское слово, от которого произошел современный “шампунь”). Популярность Магомеда выросла настолько, что его назначили официальным «хирургом Чампи» и короля Георга IV,  и короля Вильгельма IV.

Это не единственный вклад Магомеда в английскую «культуру». Он известен еще и тем, что открыл в Лондоне первый в истории Великобритании «Дом карри» и назвал его «Индийский кофейный дом». Мемориальная доска с названием все еще висит на Джордж-стрит в Вестминстере.

Нормандские арабы

Средневековое влияние мусульман на испанскую культуру хорошо известно благодаря сохранившимся историческим документам. Но мало кто знает о событиях, которые происходили всего лишь в нескольких тысячах миль к юго-западу от Аль-Андалус.

Начиная с 11-го века на крошечном острове Сицилия развернулось настоящее культурное возрождение.  Оно достигло почти таких же удивительных высот, как в Испании, но с одной большой разницей: на этот раз в культурной мастерской Италии хозяйничали не мусульмане (хотя здесь использовались их работы), а… арабизированные нормандские короли-христиане! Или арабизированные викинги, как вам будет угодно.

Но эта увлекательная эпоха не оставила после себя обширных исторических документов. Если реальным напоминанием о некогда сильной Мусульманской Испании под названием «Аль-Андалус» сегодня служат Альгамбра в Гранаде и Мескита в Кордове, а также другие туристические места Испании, то в Сицилии вы не найдете ничего, что бы рассказало о тех страницах мусульманской истории.

Тем не менее, во время путешествия по соседней Сардинии со своей семьей, я все-таки кое-что узнал. Местный житель рассказал нам о таинственном замке в горах, окружающих деревушку Лакони (регион Ористано). Несмотря на все наши усилия, мы не нашли никакой информации об истории замка Аймерих (Aymerich). Но во время экскурсии по его залам с полуразрушенными стенами, мы наткнулись на оконные арки, которые несомненно были выполнены в «мавританском» стиле…

Оказалось, что все мы друг-другу дальние родственники. Почему бы не рассказать их своим европейским и мусульманским друзьям, чтобы разрушить выдуманные мосты?

Тарик Хуссейн, SacredFootsteps

Поделиться:

20 Авг. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх