3 факта о современном образовании, которые тяжело “проглотить”

С появлением Интернета мир стал шире. Мы еще никогда не были столь связаны друг с другом. Это изменение не могло не коснуться образования, ведь теперь именно через него люди должны учиться толерантности и осведомленности обо всех событиях, происходящих на нашей огромной планете.

Достаточно почитать Платона, чтобы осознать: в эпоху становления образования в центре изучения всегда были геополитические конфликты, рост и развитие государств. Образование сталкивалось лицом к лицу с разнообразием.

Платон еще в 4 веке до нашей эры видел важную роль образования для существования глобального и единого мира. Разумеется, его мир был далеко не таким большим и связанным, как наш. И все же он считал, что образованием движут вопросы о том, как сохранить добрососедство, как обращаться с другими (людьми, народами, странами).

В диалоге Платона «Государство» (Πολιτεία), посвященной теме идеального государства, уделено равное внимание роли образования и роли политической теории. Для Платона эти понятия неразделимы. Цель образования – создание здорового гражданского общества, обучение его жителей всему, что они должны знать для активного участия в жизни государства. Возможно, поэтому к «Государству» обращаются как к источнику знаний для воспитания граждан.

Платон понимал, что образование – это экономическая необходимость. Но не потому, что учебные тренинги помогают тебе лучше подготовиться к будущей работе. В конце концов, искусству торговли и другим ремеслам учились у мастера уже во время работы. Да и мы, современные люди, всем необходимым умениям учимся уже будучи нанятыми.

И дело не в том, что образование создает квалифицированную рабочую силу. Не в том, что образованные граждане зачастую более продуктивны и открыты к новшествам и становятся причиной высокого ВВП.

Нет, Платон думал иначе. В его понимании не образование приводит к экономическому росту, а, наоборот, экономический рост создает потребность в хорошем образовании.

1. Экономический рост создает потребность в хорошем образовании.

Постарайтесь вникнуть в смысл сказанного Платоном: «если государство хочет перейти от удовлетворения простых потребностей своих граждан к потребностям более высокого уровня, то оно начнет нуждаться в расширении границ –  больше земли, больше благ, больше пространства для агрокультуры и производства. Геополитическое расширение всегда идет за счет соседей. Поэтому государство нуждается в военной силе, как для нападений, так и для защиты своих территорий. Но никто не желает жить бок о бок с агрессивными людьми. Поэтому образование по Платону учит солдат проявлять агрессию только в сторону чужих, но не своих. Сократ объяснял: «Мы должны призывать их быть добрыми к своему народу и жестокими к врагам».

 Система образования всегда связана с «промывом» мозгов и пропагандой. Она централизует, стандартизует, делит и изолирует. Если, конечно, вы не принадлежите к рулящему классу, которого, наоборот,  образование обслуживает. Для элиты образование – это свобода, выбор, автономия. Это способ увидеть настоящее сквозь ложь и поверья, добраться до правды. Потому что, только зная правду, ты можешь управлять остальными членами общества.

2. Образование ведет к социальному и экономическому неравенству

Для Платона социо-экономическое неравенство в образовании было как данность. Но он не назвал бы это несправедливым. В своей работе он описывал красивый и идеальный город- государство Kallipolis (Καλλίπολις). Классовое разделение в таком государстве – гарант права, свободы и процветания. Имейте в виду, что Платон всегда мыслил логично и разумно, поэтому не обращался к неподдерживаемым верованиям. Поэтому он не считал, что социо-экономические классы образуются посредством действия бессмертной олимпийской Невидимой руки. Наоборот, он утверждал, что создаются и поддерживаются намеренно теми, кто у руля.

 Платон предлагает разделение на три класса: высший, средний и низший. Образование выстраивается таким образом, чтобы люди умели активно действовать в рамках только своего класса, а также серьезно верили в то, что такое положение в обществе дано им богами. Это значит, вы остаетесь представителем класса, в котором родились, до конца своей жизни. Разумеется, бывают и исключения – люди, которые доказывают свою добродетельность, демонстрируют, что боги улыбнулись их душам, могут претендовать на «вертикальную мобильность» (знакомо, не правда ли?).

Запомните, что школа всегда, так или иначе, имела дело с «промывкой» мозгов и пропагандой. Знания, которые вы получаете, лишь укрепляют правильность сложившихся в государстве устоев. Следовательно, студенты учатся быть приветливыми к тем странам, чья экономическая система схожа с нашей, и агрессивной к тем, кто на нас не похож.

Даже сегодня, спустя 2500 лет после Платона, нас продолжают учить тому, что выгодно им в политическом, национальном и религиозном контексте.

Нам все так же внушают, что на нашем становлении как личности самую большую роль играют гены. Мы все так же твердим детям, что «выше головы не прыгнешь», и успех приходит к избранным. Признавая вертикальную мобильность, мы все равно отдаем своих детей в школы и университеты, которые «не выше нашей головы».

3. Мы заблуждались насчет образования.

Казалось бы, что за столько веков образование сделало огромный скачок вперед, но сегодня оно выглядит так же, как в тоталитарном полисе Платона. В современном мире, который связывает нас всемирной паутиной, сепаратистские воззрения, формирующие концепцию образования Платона не актуальны.

Цифровой век перевернул сознание людей. Своим детям вы уже не сможете запретить играть в Минекрафт с другими детьми из Сети, говоря, что они морально и этически не адекватны.  Даже дети понимают, что все в этой всемирной Сети в той или иной степени мыслят одинаково.

 Мир не стал больше, он сузился. Сегодня мы все взаимодействуем, посещаем другие страны, встречаемся с самыми разными людьми.

Итак, почему сейчас так остро стоит вопрос образования? Почему некоторые люди утверждают, что система образования терпит крах? Почему другие спорят, что это не так?

Потому что в фундаменте современного образования есть огромная трещина, которая пошла со времен Платона. Он никогда себе не представлял мир, в котором все препятствия, связанные с расстоянием или временем, могут быть преодолены с помощью технологий. Он никогда не представлял себе, что придет время и древний мир, раздробленный на отдельные княжества и города-государства, станет походить на шар, пронизанный нитями и связями. Мир Платона – это мир, где царит порядок за счет разделения на классы, где есть имущие и неимущие, где главная цель государства – экспансия. Он видел образование как процесс, который сделает всех последователями одной культуры. Мы построили всю нашу образовательную структуру на этой основе, но теперь мы обнаружили, что фундамент стремительно рушится. Так же стремительно рушится все то, что стояло на вершине.

Что хуже, мы не хотим залатать эту трещину и исправить систему, потому что не хотим говорить о фундаменте. Мызанимаемсяподменойсодержаниярадицели. Мы не задаемся вопросом: «А какое общество мы хотим создать?», но зато нас интересует вопрос: «А какие навыки мне развить?»

Нам нужно пересмотреть свои взгляды на то, какой вид эмоциональных, интеллектуальных, социальных и этических наук нужно освоить современному гражданину.

Самое интересное то, что «Государство» Платона не имело предписывающего характера. Он не хотел той системы, которую описывал. Он просто показал, какими основными знаниями и качествами должно обладать общество, которое расширяется.

Джордан Шапиро, кандидат философских наук, Forbes

Поделиться:

27 мая. 2015 г.
Пер. Фатима Янбаева
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх