Сначала ребенок начинает думать, и только потом говорить

Гузель Якупова – одна из основательниц и руководитель детской творческой студии «Муравейник». Работала с детьми в московской Соборной мечети, ведет занятия в мечети подмосковной Яхромы. Она уверена, в том, что будущее будет светлым только в том случае, если все силы и знания мы отдадим воспитанию и обучению детей. Отныне Гузель Якупова будет преподавать в группах детского развития образовательного центра «Медина».

– Уважаемая Гузель, но нужно ли вообще дошкольное образование, может быть,  можно и без него обойтись?

– Дети – радость и утешение в жизни любого человека; согласно исламу, дети – самое ценное и важное, что есть у мусульманина после веры. Существует множество хадисов, рассказывающих, с каким вниманием призывал относиться к детям посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

Мы, мусульмане, должны уже сейчас начать беспокоиться о том, что останется в наследство нашим детям. Лучшим подарком, который обеспечит им расположение Всевышнего и Рай, будет, несомненно, воспитание и образование в духе ислама. Воспитывая наших детей, мы готовим для жизни хороших членов общества, что и является целью исламского воспитания и ислама вообще.

В исламе образованию уделяется огромное внимание. Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Поиск знаний – обязанность для каждого мусульманина», «Ищите знания, даже если за ними придется ехать в Китай», «Ищите знания от колыбели до смерти». Во все времена мусульмане создавали для детей школы, во все времена собирались деньги из закята на поддержку многочисленных учеников. Сегодня ислам вышел за границы зоны своего традиционного распространения, мусульманские школы стали привычным явлением в жизни Нью-Йорка и Лондона, Парижа и Берлина, Пекина и Токио. Мусульманские общины по всему миру стремятся к тому, чтобы их дети получили общее образование, ни в чем не уступающее тому, которое получают их сверстники-немусульмане. С другой стороны, они хотят создать детям такие условия, при которых можно было бы беспрепятственно и в полной мере соблюдать исламские нормы, получать мусульманское воспитание. Не случайно хадис пророка Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) гласит: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку – это хорошее воспитание».

Нам, мусульманам России, так много пережившим и только встающим на путь веры, особенно важно предоставить ребенку из верующей семьи возможность учиться в достойной школе, быть окруженным вниманием учителей, находиться в благоприятном детском коллективе, а самое главное, иметь возможность постигать свою религию – ислам. В то же время мусульманину, живущему в России, важно не просто в полной мере изучить основы ислама и исламской культуры, но и с детства воспитывать в себе уважение ко всем религиям, исторически сложившимся на территории нашей страны.

Многие из нас считают, что лучшее воспитание ребенку можно дать только дома. Безусловно, роль матери и отца, роль семьи трудно переоценить. Но мусульманская школа и детский сад ни в коем случае не становятся заменой семейного воспитания; наоборот, они дополняют его и помогают родителям формировать здоровую, полноценную, духовно развитую личность.

– Каковы преимущества пребывания ребенка в мусульманском детском саду?

– Во-первых, это приобретение исламских знаний. Во-вторых, мусульманское  детское окружение, то есть социализация. Кроме того, немаловажно обретение ребенком самостоятельности. В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания. И наконец, это избавление от эгоцентрических установок.

– Как обстоит дело с дошкольным образованием в исламских странах?

– В Англии, в школе для мальчиков, питомцы получают разностороннее образование. Ученики престижного учебного заведения от души работают на грядках, выращивают зелень в парниках, затем вместе едят ее в школьной столовой. Дети с удовольствием катаются на лошадях и с таким же удовольствием ухаживают за ними. Как вы думаете, есть ли у мусульман такой же аналог? Есть! В мединской школе, где профессиональное преподавание религиозных предметов сопровождается качественным общеобразовательным обучением, научной работой, спортом, обучением прикладным ремеслам. Мне бы очень хотелось, чтобы и в России появились школы, где качественное общее образование сопровождается преподаванием религиозных предметов, чтобы наши дети стали и духовно, и интеллектуально, и физически развитыми людьми – настоящими гражданами своей страны.

– Важен ли профессионализм, или главное – желание и вдохновение?

– Особое внимание стоит уделить педагогическому коллективу. На мой взгляд, важно, чтобы учителя и учащиеся являлись членами одной общины. Этот принцип должен работать в обе стороны: мы обеспечиваем детские сады и школы профессиональными педагогами и воспитателями, а наших девушек и женщин, выпускниц педагогических вузов, – рабочими местами.

Идеальный педагог должен быть не только мусульманином, но и:

– специалистом: знать педагогическую теорию и психологию, владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания;

работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время;

– человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию. Ему также должны быть присущи открытость и нравственность.

– Что сейчас  наиболее интересное и «продвинутое» в дошкольном воспитании?

– Дошкольный возраст – уникальный и решающий период развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.  Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Поэтому все наши занятия построены в игровой форме каждое занятие мы начинаем со знакомства, так как это способствует развитию командного духа.

– Какие интересные случаи были в вашей педагогической практике?

– Мы все должны своим примером благочестия и порядочности делать призыв к окружающим, тогда и люди будут думать иначе о мусульманах. Это же мы должны прививать и своим детям. Их надо не воспитывать, а показывать им пример.

Однажды на уроке мы проходили хадис «Ниспосылается баракат на общину мою в раннем пробуждении». Сначала мы ставили сценку про двух друзей:

«Жили-были два мальчика. Дело было ранней весной. И в ту пору выросли в лесу грибы, братья-опята. Решили эти мальчики пойти в лес за грибами. Завели будильники, чтоб пойти пораньше. Будильники прозвонили, но один мальчик пошел за грибами, а другой решил еще поспать. Набрал первый мальчик грибов, и отправился их готовить домой. А в это время только-только проснулся второй мальчик. тоже взял корзину и пошел в лес. Смотрит, а на деревьях, где раньше опята росли – одни срезанные ножки торчат. Походил, походил и ничего не нашел. И решил он по дороге к другу зайти, поделиться своим горем. Приходит, а друг его уже угощает только что пожаренными опятами. Удивился второй, как же так, мол. А первый говорит:  «Все дело в раннем пробуждении и начинании своих дел рано утром! Так нас учил Пророк».

Проиграли мы этот хадис несколько раз, а на следующий урок приходит мама одного мальчика и рассказывает такой случай. Рано утром, в воскресенье, заходит их сын в спальню и будит своих родителей, цитируя этот хадис. Родители, услышав такие аргументы, тут же  вскочили, чтобы собственным примером доказать ребенку, что баракат ниспосылается в раннем пробуждении. И на самом деле они успели сделать многое в этот день.

Беседовал Абдулла Терехов

Поделиться:

15 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх