Школьные успехи можно предсказать в полтора года
Каждый родитель еще до детского сада хочет узнать, насколько ребенок склонен к обучению, и как будет складываться его образование. Разобраться в том, какая академическая успеваемость будет у ребенка, поможет простейший тест, который разработали ученые из Уорикского университета.
Исследователи основывались на данных, полученных в результате многолетнего исследования: оно началось в 1985 году и продолжается до сих пор. Так, психологи выяснили, что простое тестирование 20-месячных детей способно предсказать их будущую академическую успеваемость, которая зависит от способности к концентрации и самоконтролю.
Ученые воспользовались данными, собранными в ходе Баварского лонгитюдного исследования, которое началось в Германии в 1985 году и продолжается до сих пор. В рамках данного исследования 558 детей (среди которых были родившиеся в срок и недоношенные младенцы) прошли тест на самоконтроль в возрасте 20 месяцев.
Тест заключался в следующем: ребенку показывали изюминку и накрывали ее непрозрачным пластиковым стаканчиком. После инструктажа, который повторялся три раза, малыша просили набраться терпения и не есть изюм до тех пор, пока он не получит особого разрешения (разрешение давалось ровно через 60 секунд). Обнаружилось, в частности, что дети, которые родились раньше срока, проявляли больше нетерпения и чаще брали лакомство, не дождавшись разрешения экспериментатора.
Через 7 лет детей повторно обследовали психологи и педиатры с целью оценить их способность к концентрации внимания, а также проверить их успехи в учебе по разным предметам: математике, чтению и правописанию. При повторном обследовании в возрасте 8 лет выяснилось, что те дети, которые при первом тестировании показали слабый самоконтроль, хуже учились и были более рассеянными. Результаты детей, родившихся раньше срока, были тем хуже, чем раньше они родились.
«Простой пятиминутный тест с изюминками позволяет предсказывать способность к концентрации внимания и успешному обучению ребенка в будущем. Возможно, эти результаты будут способствовать созданию новых методов развивающей терапии для детей, которые родились раньше срока», – говорит один из авторов исследования, профессор отделения психологии Уорикского университета и Уорикской медицинской школы.
«Новые результаты помогают понять, почему недоношенные дети по мере взросления продолжают испытывать проблемы, которые мешают им добиваться поставленных целей и успеха в целом», – добавляет главный автор исследования Джулия Джэкель (Julia Jaekel), почетный научный сотрудник Уорикского университета и доцент отделения детских и семейных исследований Тенессийского университета в Ноксвилле (США).
Ученые надеются, что раннее выявление проблем с самоконтролем и когнитивных нарушений поможет создать специальные коррекционные программы для смягчения или устранения этих дефектов.