Россияне все больше предпочитают продукты халяль
Продовольственный рынок халяля в мире в настоящее время оценивается в 2 трлн долларов, чуть ли не половина из которых приходится на мусульманские страны. Таковы данные отчета Исламской торгово-промышленной палаты, оглашенные на заседании в Стамбуле в конце 2014 года. «В России официальной статистики по халяльной промышленности не ведется. Но можно приблизительно сказать, что оборот средств в этой сфере в нашей стране составляет несколько миллиардов рублей», – отметил Марат Низамов, председатель Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ Татарстана. Какую долю занимает халяльная индустрия в экономике России, и какие препятствия есть у нее на пути? Как религиозные каноны способствуют привлекательности продуктов?
В советские годы о российском рынке халяля говорить не приходилось. В стране закрывались мечети, преследовались религиозные служители и ученые, проводилась государственная политика «научного» атеизма. Правила халяля применялись только на бытовом уровне, и, в основном, только в сельской местности.
Первые разрешенные с точки зрения Ислама продукты появились на прилавках магазинов в начале 90-х годов прошлого века, и, в большинстве своем, в регионах с преобладающим мусульманским населением – в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа. В 1992 году самым крупным производителем этой продукции был один лишь Казанский мясокомбинат.
Стремительный рост халяльной индустрии приходиться к началу 2000-х. «В этот период в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург , халяльная продукция появилась не только на рынках и в магазинах при мечетях, но и в торговых сетях регионального и федерального уровня», – поделился Марат Низамов.
Он отметил, что у предприятий не было опыта работать по принципам халяля, поэтому первые партии такой продукции не отличались высоким качеством, и цена ее была выше рыночной. Причем иногда в целях наживы производители под маркой «Халяль» продавали обычную продукцию. Чтобы изменить эту ситуацию, местные религиозные лидеры стали сотрудничать с производителями халяльной продукции, а позднее возникла необходимость и в более глубоком изучении этой темы. Вскоре при региональных духовных управлениях мусульман стали создаваться комитеты и центры по стандарту «Халяль». Комитетом разрабатывались общие требования, регулирующие производство, хранение, транспортировку и реализацию халяльной продукции.
«Мы выявляем нарушения и сообщаем в Роспотребнадзор. Некоторые это понимают и сразу убирают, а к некоторым приходится применять меры. Подделки под халяль чаще всего встречаются в Москве и Петербурге – там работают подпольные цеха», – отмечает Низамов.
Сегодня в России в соответствии с требованиями халяля работают более 300 предприятий, предпринимателей и организаций. Интересно, что предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, но и также в крупных городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях.
«Нельзя сказать, что рынок халяля потеснил другие рынки. Он существует как дополнение, как нечто экзотическое, на любителя. Но по сравнению, например, с кошерным меню иудеев халяль распространяется. Кошерное не превратилось в моду. В отличие от халяля», – отметил исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.
Предприниматели считают, что в этой сфере пока рентабелен только малый и средний бизнес – в России еще недостаточно спроса для крупного халяльного бизнеса. Однако они отмечают, что интерес к разрешенной с точки зрения Ислама продукции с каждым годом все растет. Эксперты связывают это с рядом причин.
Так, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ. Большинство из них являются мусульманами. Многие из них, в процессе проживания заводят семьи, приобретают российское гражданство и остаются на постоянное место жительства, и они везут с собой свою культуру, традиции, в том числе и в сфере производства и потребления.
Другой причиной стремительного развития халяльной индустрии, по мнению экспертов, является то, что она сегодня ассоциируется в умах многих россиян (особенно тех, которые проживают в регионах с большим количеством мусульман) с неким знаком качества, экологически чистой продукцией.
Председатель Союза мусульманок РФ Наиля ханум Зиганшина объясняет это так:
«Люди понимают, что если это приготовлено или произведено верующими, то оно сделано на совесть, и поэтому доверяют халялю».
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4593/