Женщины в исламе – не только матери
Недавнее выступление турецкого президента в защиту женщин вызвало бурю критики в западных и местных СМИ. Высшим достижением женщины, которое не под силу ни одному мужчине, он назвал материнство. Но это вовсе не значит, что их ценность для общества ограничивается деторождением. И в истории ислама немало тому подтверждений.
«Наша религия дала женщине особое положение. Какое? Это положение матери. Материнство – это нечто совершенно особенное, и недоступное, высшее положение», – заявил Реджеп Эрдоган.
С исламской точки зрения, он совершенно прав: материнство действительно имеет возвышенный статус. В Коране особое внимание уделяется страданиям матери в период беременности и родов, и говорится об обязанности детей быть благодарными за ее самопожертвование:
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». (Коран 31:14)
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев». (Коран 46:15)
В Священном писании матерям отдается явное предпочтение в плане родительских прав. Об обещанной Всевышним награде кормящим матерям говорится во многих хадисах.
Тем не менее, было бы неправильно считать, что материнство в исламе является единственной функцией и предназначением женщины. Как тогда быть с теми женщинами, которые не могут или не хотят иметь детей? Неужели они не имеют никакой ценности в глазах Создателя?
Не следует забывать, что одна из жен Пророка – Аиша – не была матерью. И все же она пользовалась огромной любовью и уважением как самого Пророка, так и всей мусульманской общины, благодаря своим высоким моральным качествам и поступкам.
Один из самых излюбленных и наиболее цитируемых мусульманами хадисов – «Рай находится под ногами ваших матерей». Однако это высказывание пророка Мухаммада не вызывает у исламских мыслителей интереса к различным аспектам материнства и его преобразующей роли в жизни женщин.
Ключевая проблема мусульманского мира – в гендерном плане – заключается в том, что средневековые религиозные тексты, создававшиеся в крайне патриархальных условиях и основанные на биологическом материализме, все еще пользуются огромным авторитетом.
Освящение материнства без упоминания его тягот для женщин – дома или на работе – совершенно не отражает реальный опыт мусульманок. Материнство – это не просто биологический процесс, который приводит к рождению ребенка. Оно включает в себя множество сложных факторов: отношение общества, возможности трудоустройства и образования, социальное обеспечение и так далее.
Поэтому необходимо постоянно информировать общество о положении женщин, говорить о новых проблемах и ситуациях. Исламские ученые и мыслители не должны ограничиваться простым прославлением бескорыстной любви и идеализированным изображением матерей.
В конце концов, безопасность и благополучие матерей, а также тех женщин, которые не могут или не хотят стать матерями, должно быть заботой правительства в любой стране мира, независимо от религиозных или культурных взглядов.
Риада Асимович Акиоль, журналист. Статья печатается с сокращениями.