Сила женских организаций в Турции

Глобализация и постоянное развитие средств коммуникации заметно повысили влияние неправительственных организаций на принятие и реализацию политических решений по всему миру. Всевозможные НПО – пропагандистские, лоббирующие и правозащитные, исследовательские и социологические, благотворительные, ассоциации, фонды, студенческие союзы и так далее – давно уже играют одну из ключевых ролей в общественной, экономической, политической и культурной жизни.

Турция, переживающая стремительные  экономические и демократические преобразования, в этом плане вовсе не исключение. Если в начале 1980-х годов здесь было всего 20 организаций гражданского общества,  то сегодня, по данным министра по делам ЕС Волкана Бозкыра, их число достигло 90 тысяч, не считая  20 тысяч благотворительных фондов. Особенно заметный рост происходит с 2002 года, после прихода к власти Партии справедливости и развития.

Выросла важность и женских НПО – интересы турецких женщин сегодня отстаивают ассоциация «Женщины и демократия», Международная ассоциация женщин и семьи, Ассоциация солидарности женщин – работников здравоохранения, Фонд женского образования и культуры, Ассоциация солидарности, образования и культуры «Хазар», ассоциация «Меридьен» и Правозащитная женская организация против дискриминации.

В последнее десятилетие политический и экономический ландшафт  Турции изменился настолько, что эти НПО получили возможность заниматься не только традиционно «женскими вопросами», но и более широкими проблемами общества.

Эта страна имеет давнюю и богатую событиями историю  общественных инициатив. Различные элементы того, что сейчас принято называть «гражданским обществом», служили важными звеньями османской социально-политической системы: гильдии мастеров «ахилик», многочисленные благотворительные фонды или «вакфы»,  религиозные организации, немусульманские сообщества, объединенные в этно-национальную систему «миллет», дававшую им определенную автономию,  сельские советы и так далее. Все они выполняли роль  своего рода мостов между государственным аппаратом и обществом, защищая и расширяя свободы людей, интересы которых они представляли.

Начавшаяся в  19 веке модернизация,  благодаря конституционной реформе, заложила основу сильного гражданского общества.   Но она же  создала новый класс интеллигенции и бюрократии, воплощенный политическим движением «Младотурки», которое стало впоследствии хранителем иерархического,  государственно-ориентированного, монополистического подхода к модернизации, не учитывавшего  никакую социальную динамику.

Атмосфера свободы и равенства, возникшая с провозглашением Второй Конституционной эры, повлияла также и на женщин. Они начали объединяться, создавая  журналы и ассоциации для помощи женщинам и детям-сиротам, образования  девочек, помощи армии и культурного просвещения.

Эта тенденция была нарушена в результате военного переворота, организованного членами Комитета единения и прогресса в 1913 году.  Вслед за младотурками, однопартийный режим периода ранней республики также занял  авторитарную  позицию в отношении инициатив гражданского общества.

Особенно после 1930 года, державнические  элиты проводили  политику устранения элементов и организаций гражданского общества,  воспринимаемых как представляющие  угрозу режиму.

Эту политику наглядно  отражает судьба Незихе Мухиддин, видного общественного деятеля  республиканской эры, попытавшейся   в 1924 году учредить Республиканскую женскую партию для защиты  политических прав женщин. Когда эта попытка была пресечена правительством, она создала общественную Турецкую ассоциацию женщин, число членов которой  стало быстро увеличиваться. Но в 1935 году ассоциация была закрыта, Незихе Мухиддин смещена с должности ее президента и подвергнута изоляции.

Между 1950 и 1980 годами  элементы гражданского общества вновь   стали появляться  в Турции. Общество, которое однопартийное правительство всеми силами старалось сделать однородным,  начало неудержимо расслаиваться по политическим, экономическим, культурным и идеологическим линиям.

В этот период произошли важные события, которые заложили основу для сильного гражданского общества. Однако его развитие было приостановлено военными переворотами 1960 и 1980-го годов, нанесшими серьезный ущерб турецкой демократии. И только после 1980-х произошел радикальный сдвиг от местных и узкоспециальных объединений к  организациям более высокого уровня, компетентным в различных областях и способным своими исследованиями и докладами влиять на политические процессы.

Но и эта демократическая тенденция была сорвана коалиционными правительствами в 1990-х, и особенно  постмодернистским переворотом  1997 года.

Однако убедительная победа Партии справедливости и развития на выборах 2002 года вернула Турцию на путь демократического прогресса. С тех пор в стране произошли широкие демократические реформы,  в рамках процесса вступления в ЕС, и в этот же период наблюдался настоящий бум НПО,  особенно женских.

Эти организации борются с дискриминацией, половым неравенством и  неравным представительством в органах власти, Они решают религиозные, культурные, социальные и семейные вопросы, добиваются улучшения условий жизни женщин в сельских районах, равных возможностей в сфере образования. Женские НПО занялись преодолением препятствий, стоявших на пути тех, кто носит хиджаб.

В современной Турции женские организации получили возможность действовать не в противоборстве, а в сотрудничестве с правительством,  Эб этом заявила первая леди Эмине Эрдоган, открывая   первую встречу  женских  НПО в новом президентском дворце в Анкаре.

Эти организации, со  свойственными женщинам заботой и ответственностью, должны заниматься  не только «женскими» вопросами, но и более активно предлагать решения проблем, которые касаются всего человечества, сказала она.

Поделиться:

14 Янв. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх