Надо искать не точку приложения силы, а точку равновесия
Честно говоря, я далека от мысли полемизировать с Лейлой Бахадори. Не потому, что не воспринимаю ее творчество всерьез (а это так), а потому, что я в принципе не полемизирую с мусульманами, работающими в ДУМ Дагестана. Но когда вступают в силу такие обстоятельства, как публичное одобрение насилия в семье, как-то страшно отделаться снисходительным молчанием. Посему в ответ на опубликованное здесь, я хотела бы сказать следующее.
В первую очередь, обозначу свое отношение к теме: мужчина не имеет права поднимать руку на женщину. Это грань, которую мужчина перейти не может. Несмотря на то, что Шариат оговаривает такую меру (как исключительную крайность, как последнюю инстанцию), свободно и легко допускать мысль, что возможно ударить женщину, – это все равно что допускать мысль, что женщину можно иногда изнасиловать. Ну, слегка.
Поэтому когда речь идет об обществе, где бить женщину – это нормально (а судя по тексту, речь идет именно о таком обществе), сразу следует признать, что это категорически больное общество, и если женщина оказалась в нем, да еще с детьми, то лучшее, что она может сделать, – это бежать оттуда сломя голову. А худшее – это оправдывать подобное отношение к женщине РЕЛИГИЕЙ, призывать женщин отказаться от идеи защищать себя и свое потомство и (самое страшное) продолжать воспроизводить будущих моральных уродов: девочек, спокойно смотрящих на то, как мужчины бьют женщин, и мальчиков, которые с детства приучены бить девочек.
Второе, о чем хотелось бы сказать на тему “дерущихся жен”: женщина всегда, при любых обстоятельствах, не просто имеет право, она от природы обладает этим инстинктом – защищать себя и своих детей. Защищать ситуативно: прятаться, бежать, обращаться за помощью, а если потребуется – сражаться. И «образ мусульманки», за который беспокоится автор, от этого сражения никак не страдает. Напротив, в истории найдется немало подобных достойных примеров.
Мне вообще сложно понять, почему методы взаимодействия с мужчиной, «побивающим» женщин, следует рассматривать с религиозной точки зрения. Это никак не вопрос веры: не вопрос терпения, не вопрос упования. Это исключительно вопрос психического и физического здоровья – женщины и детей. Здесь не может быть никаких двояких трактовок. Никакая женщина в мире не должна терпеть побои от мужчины, независимо от того, считает ли мужчина свои действия религиозным благодеянием, собственным особым методом воспитания или лупит женщин просто в силу «традиций».
Наконец, третье, о чем хочется сказать: разумеется, статья не о том, как себя вести, если вас избивает супруг. Статья, как ни странно, для тех женщин, которые сами, ни с того ни с сего, вдруг начинают почем зря мутузить мужей. Видимо, подобная ситуация для мусульманок Дагестана крайне актуальна, не мне судить. Но по всему тексту сказано между строк: мужчина имеет право бить, он может слегка, он даже делает это любя. Именно вот эта подстрочная уверенность автора в том, что муж имеет полное право наподдавать жене, если та в чем-то провинилась, и есть преступная, непростительная халатность, подобная врачебной ошибке, уносящей жизнь пациента.
В России тысячи женщин и детей гибнут от домашнего насилия. Это проблема не мусульманская. Этой проблемой озадачены во всех странах. Существуют десятки организаций для жертв семейного насилия, в них работают сотни и тысячи специалистов. Все они хором скажут, что если мужчина бьет женщину, надо защищаться. Надо бить тревогу. Надо бежать. Надо спасать себя и детей. И нигде вам не скажут, что следует проявить терпение, покопаться, знаете ли, в себе и вспомнить о том, что вы идеальный человек, который не может отвечать на насилие ничем, кроме молчания и молитвы; что вы, мол, женщина, которая должна быть женственной. Тем отвратительнее и опаснее ситуация, когда подобные советы даются в мусульманском обличье, закрепляя за Исламом общеизвестные мерзкие стереотипы.