Мало читаем, оттого и кризис
Кризис в исламском мире связан с тем, что мусульмане мало читают Коран, в котором открыто сказано о важности просвещения.
Повеление “Читай!” – с него начинается история Корана.
Учитывая, что Коран – это последнее послание всему человечеству, первая команда указывает на центральную роль чтения как основы знания, понимания и приближения к Божественному. Чтение – это ключ к пониманию Бога. Это само по себе часть поклонения, и люди, правильно понимающие ислам, понимают и это.
«Книга» – так по-другому называют Коран. И императив глагола «читать» должен стать ключевой эпистемологической базой для ислама и мусульман, ведь это божественная команда для приобретения, сохранения и передачи всех знаний. Именно книга является источником и основным хранилищем знаний, инструментом для постоянного расширения человеческих горизонтов.
Однако чтение стало давно позабытым искусством среди подавляющего числа мусульман. На протяжении веков мусульманские цивилизации создавали и собирали научные труды. В книге «Торжествующее знание: понятие знаний в средневековом исламе” Франц Ронсенталь заключил:
“Понятие знания достигло своего триумфа в исламе”.
И этот триумф в прошлом был достигнут благодаря упорному труду, изучению тысяч книг, анализу различных текстов, в том числе тех, которые несли идеи, диаметрально расходившиеся с традиционными исламскими верованиями.
Некоторые, возможно, возложат за это вину на появление интернета и современных способов общения, но истоки проблемы лежат намного глубже.
Разрыв, неосознанный отказ общества от чтения книг произошел гораздо раньше, еще в середине 18-го века, и имеет место до сих пор.
Причины этого различны, но включают в себя внутреннее разложение общества, сосредоточенный интерес к военным и специальным знаниям, сокращение финансирования, крах религиозных фондов и учреждений, некогда были центром интеллектуальной мысли исламского общества.
Чтение – это необходимое условие прогресса и развития, а отказ от чтения приводит к обратному процессу. Однако сегодня мусульмане коллективно отказались от чтения. Их источники получения знания ограничились фильмами, записанными на DVDи видеолекциями на YouTube, а способы выражения мнения – лайками в социальных сетях. Разумеется, современные медиа-платформы имеют место быть, поскольку они могут привлечь внимания масс к важнейшим вопросам и повышать осведомленность аудитории. Однако они не должны стать заменой чтению и книжной культуре.
Неудивительно, что ни один из 56 самых крупных издательских домов не находится на территории мусульманских стран. Ни одна мусульманская книга (помимо Корана) не входит в число мировых бестселлеров. У наших собратьев совершенно отсутствует стремление к расширению своих знаний и мировоззрения, к повышению грамотности в иных сферах помимо собственной специализации.
Отсутствие культуры чтения указывает на интеллектуальную деградацию общества, с которой необходимо бороться.
Решение этой проблемы требует осмысленного действия. Можно начать с запуска книжных клубов, организации литературных олимпиад для молодежи. Для предотвращения негативной тенденции потребуются инвестиции в издание книг, создание сети мусульманских книг, и др. Важным шагом станет пересмотр учебных программ учебных заведений так, чтобы основная роль уделялась самостоятельному изучению материала и чтению книг. Человек не должен смолоду стремиться лишь к узким знаниям для будущей профессии. Необходимо прививать ему понимание, что “читать” – это команда, которую необходимо выполнять в течение всей жизни. И тогда в исламском мире возродится культура чтения.