Малала не враг Ислама, она его дочь

16-летняя Малала Юсафзай, едва не погибшая от пуль талибов, стремительно становится медийной звездой и любимицей политиков. Что ни день, приходят новые сообщения о том, как отважная пакистанская девочка получила очередную премию или о том, что она встретилась с тем или иным «сильным мира сего». В то время, как Запад лихорадочно лепит из Малалы символ борьбы за просвещение в «темном мусульманском царстве», единоверцы зачастую клеймят ее за «вынесение сора из избы». И то, и то другое – скорее беда Малалы, которую Запад пытается превратить в живую «Анну Франк», чтобы умыть свою совесть в этой иконизации. Но ни в коем случае – не вина, считает автор WordYou.ru Майнат Абдулаева.

Нобелевскую премию Малала Юсафзай не получила. Похоже, нобелевский комитет решил, что это было бы чересчур – самая престижная международная премия для 16-летней мусульманки, пережившей покушение талибов и за год превратившейся в икону борьбы с религиозным фундаментализмом, борьбы за образование для девочек, борьбы за права человека, и многих других видов борьбы, так милых сердцу западных политиков и обывателей и которых сама Малала вроде бы не собиралась вести. Но которых ей усиленно навязывают СМИ и западные политики.

Из тисков смерти – в тиски международной славы

Между тем, Малала Юсафзай, получившая за минувшие пару недель целый букет международных наград, – от премии имени Анны Политковской до премии Сахарова, учрежденной Европарламентом, от награды «Гордость Британии» до премии Симоны де Бовуар, – и удостоившаяся аудиенции нескольких королев, президентов и мировых звезд, изо всех сил пытается справиться с неожиданно и даже непрошенно взвалившимся на нее грузом.

В 11 лет Малала Юсафзай начала писать блог на сайте Би-Би-Си о своей и своих сверстниц жизни в занятой талибами пакистанской долине Сват. В этих записях, по-детски наивных и неуклюжих, она рассказывала о том, как талибы после захвата контроля над регионом, в первую очередь запретили девочкам посещать школы, даже если это были специальные школы для девочек. О том, как ночами вооруженные люди в масках врываются в дома местных жителей и похищают их. О своих снах и мечтах – не о голливудских славе, и не о модельной карьере, и даже не о международных лаврах борца за просвещение.

Это были всего лишь мечты об учебе – право на которую дано ей, как и любому другому мусульманину, Всевышним. Но именно эти мечты сподвигли неких «отважных» мужчин остановить в прошлом октябре автобус, в котором Малала вместе с другими девочками возвращалась из школы, и несколько раз выстрелить ей в голову.

Малала чудом выжила. Ее сначала прооперировали на родине, а потом доставили в Великобританию, где и началось эпохальное чествование едва оправившейся от полусмерти девочки.

Скользкая грань

Это очень скользкая грань, на которую вступила Малала, и которая не для одного ее единоверца стала западней. С одной стороны, любое критическое слово, сказанное в адрес пусть даже самых радикальных сил, действующих от имени ислама, тотчас же подвергается обструкции со стороны радетелей и защитников «чистоты ислама», а сказавший их чуть ли не выводится за рамки веры.

Проблема с образованием для девочек актуальна не только для мусульманских стран или обществ. Две трети из числа 876 млн неграмотных в мире составляют женщины. По данным ЮНЕСКО, в казалось бы просвещенной Европе, по крайней мере в ее Центральной и Восточной частях, почти 4 миллиона человек в возрасте от 15 до 24 лет не окончили даже начальной школы. А больше всего неграмотных людей, в первую очередь девочек и женщин, – в Индии, Бразилии, Китае и Монголии. Уже за ними следуют Египет, Пакистан и Афганистан, что – несомненно – не является чем-то достойным гордости или радости. Как не является таковым и то, что предоставившая две недели назад Малале Юсафзай трибуну ООН вот уже много лет не может собрать 11 млрд долларов, которые необходимы для преодоления неграмотности в мире.

Это ее беда. Но не вина

Но Малала во всем этом не виновата. Ее беда лишь в том, что эту замечательную девочку Запад цинично использует для оправдания своей совести. И в том, что ее пытаются сделать знаменем борьбы с «исламистами» и «талибаном». На прошлой неделе Малала вместе с отцом участвовала в программе популярного немецкого тележурналиста Маркуса Ланца. Ведущий все время пытался перевести разговор на «радикальных исламистов», на мракобесие талибов, на то, что они избивают женщин плетками и пытаются ввести средневековые законы. На что Малала, как и ее отец Зияуддин, отвечали, что не только в Пакистане и не только в исламском мире девочки не имеют возможности учиться, это проблема распространена во всем мре. И самое главное – что Малала не является противников или врагом талибов. «Я никогда не хотела им плохого, – ответила Малала на один из «наводящих» вопросов журналиста о талибах. – Я вообще не хочу никому зла. Талибы тоже, как и все люди, имеют право учиться и жить».

Малала Юсафзай не по своей воле попала в этот головокружительный водоворот вселенской славы. Она заплатила за нее десятками труднейших операций, каждая из которых могла привести к смерти, искаженным лицом, и болями, которые, по словам врачей, всю жизнь будут сопровождать ее.

Но она не одна. В Пакистане, да и во всем мусульманском мире, тысячи таких Малал – девочек, которые даже под страхом смерти ходят в школу, потому что это – Богом данное им право. И там есть еще тысячи Зияудиннов – отцов, которые помогают своим дочерям на этом пути.

А что касается Нобелевской премии. Ничего удивительного в том, что Малала ее не получила, нет. Все-таки награду эту получил президент США Барак Обама, чьи беспилотники убивают тысячи единоверцев и земляков Малалы. А еще ее получил Евросоюз – объединение стран, у берегов которых гибнут тысячи беженцев, которые ищут в Европе права, в том числе, и на образование.

Но право на образование не предполагает получения убежища на Западе. И поэтому пока европейские политики и СМИ соревнуются друг с другом в честовании Малалы Юсафзай, сотни других Малал гибнут перед стенами Евросоюза, этого неприступного лауреата Нобелевской премии мира.

Майнат Абдулаева

Поделиться:

наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх