Легко ли работать в хиджабе в Германии

Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания. Но мусульманкам, пытающимся носить хиджаб на работе, нередко приходится отстаивать эту свободу в суде. Борьба идет с переменным успехом. На днях немецкий суд по трудовым спорам одобрил запрет мусульманских платков в церковных учреждениях «в случае необходимости». Но все чаще юристы признают за женщинами право соблюдать религиозные нормы.

«Хиджабные процессы» продолжаются в стране уже 15 лет. В 1998 году афганская учительница Ферешта Людин, получившая за три года до этого германское гражданство, подала иск против школьной администрации, запрещавшей ей вести занятия в платке.

В дело вмешался министр культуры земли Баден-Вюртемберг, заявивший, что учителя в Германии должны проявлять нейтральность в вопросах религии и веры. В светском государстве это является одним из важнейших приоритетов государственной службы, подчеркнул министр.

Немецкие судьи проявили завидную непредвзятость, исследовав проблему со всех сторон. Прежде всего они задались вопросом, предписывает ли Коран ношение платка мусульманкам.

Но сура «Свет», которой обычно обосновывают необходимость ношения хиджаба, допускает различные толкования: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому…» (Коран, 24:31).

С другой стороны, в законодательстве страны нет запрета на ношение платка по религиозным мотивам – судьи не нашли ни одного соответствующего документа.

В результате Конституционный суд Германии отменил в 2003 году запрет на хиджабы  для школьных учителей.

Но не все немецкие земли подчинились этому решению. Власти Баден-Вюртемберга тут же приняли местный закон,  запрещающий педагогам  преподавать в платках в государственных школах. Аналогичный запрет появился и в Северном Рейне-Вестфалии.

В 2006 году дело приняло новый оборот:  административный суд в Штутгарте вновь снял запрет на ношение платков в Баден-Вюртемберге.  Судьи высказались за сохранение религиозного равенства, отметив,  что если покрывать волосы позволено христианским монахиням, то следует признать и исламский хиджаб.

С тех пор в этой сфере царит правовой хаос, и судебные решения в каждом случае принимаются с учетом конкретных обстоятельств.

«Необходимо принимать во внимание интересы обеих сторон – и сотрудников, и работодателей», – считает юрист по  трудовому и социальному праву Томас Бринкман.

На исход дел по хиджабам не влияют ни исламофобские тенденции, ни обвинения в предвзятости к мусульманам, утверждает он.

Недавний запрет столичной судье-мусульманке появляться в платке на работе юрист оправдывает тем, что берлинское законодательство запрещает государственным служащим любые религиозные символы – в том числе христианские кресты и еврейские ермолки.

В частном секторе, где такого запрета нет, дело обстоит сложнее. «Судьи принимают во внимание, насколько религиозен человек, как давно она носит платок, и покрывает ли голову в нерабочее время», – говорит Томас Бринкман.

Как правило, работодатели возражают против хиджаба в том случае, если сотрудница имеет дело с клиентами – опасаясь негативной реакции. Однако судьи все чаще отдают предпочтение свободе вероисповедания, гарантированной конституцией, отмечает Deutsche Welle.

Поделиться:

25 Сен. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх