Как открыть исламский проект в неисламской стране
В центре «Медина» состоялся семинар на тему образовательных проектов. Представляем выдержки из доклада соучредителя центра «Медина» Лилии Мухамедьяровой.
Для сегодняшнего семинара у нас есть, как говорят журналисты, информационный повод. Педагоги нашего центра создали образовательные программ для детей. И сегодня мы намерены представить вам эти программы, главная из которых – образовательная программа для детей дошкольного возраста. Такой программы не было и нет в России, это мы знаем точно. То есть она, по сути, уникальна.
Она включает в себя учебный план и около 80 подробных конспектов занятий, которые могут успешно применяться как в детском саду, мини-садике, так и любом другом дошкольном учреждении мусульман.
Это собственно информационный повод.
В кризис надо больше тратить?
Если в этой аудитории есть журналисты, то вы, наверняка, знаете, что хорошо бы, помимо информповода, даже вполне серьезную статью начать с парадоксального факта. Тут важно, скорее, не приковать внимание читателя, а настроить его на восприятие данного материала.
Так вот я приведу такой парадоксальный факт – глупо убегать от смерча, надо, наоборот, мчаться к нему навстречу как можно быстрее. Поскольку, таким образом, вы сократите время воздействия стихии. Ведь убегая, ты будешь находиться в зоне турбулентности гораздо дольше!
К чему этот парадоксальный факт? Да к тому, что кризис самое удобное время для внедрения новых образовательных программ!
Во-первых, потому что любой кризис это следствие вмешательства в политику и экономику совершенно необразованных людей, сэкономивших на образовании. А, во-вторых, эксперты утверждают, что возникшие проблемы позитивно повлияли на бизнес дополнительного образования.
Иначе говоря, кризис – это лучшее время для инвестиций в себя.
Но даже если отбросить все парадоксы и мнения экспертов, совершенно очевидно, что сегодня самая точная стратегия для мусульманской общины – это обучение детей.
Нельзя быть успешными, не овладев знаниями. А неуспешность отбрасывает мусульман в жесткий формат обид и подозрений. И дает повод разномастным критикам говорить, что наша вера не дает свободы действий, но воспитывает покорность, и не расширяет кругозор. Чем можно ответить на эти упреки? Правильно – только нобелевскими премиями, только количество мусульман в лучших ВУЗах планеты.
А путь к высотам начинается с… пеленок!
Бэби-бум – расширяет рынок образования.
Теперь выскажу еще одну парадоксальную мысль – хорошее образование стоит хороших денег. Более того оно просто не должно быть бесплатным или дешевым. И это надо всегда держать в уме, начиная новое дело. То есть то, что образование – перспективное направление, совершенно очевидно. Люди готовы платить за образование, конвертировать в свое будущее. Теперь дело осталось за малым – найти свое направление в хаосе образовательных тропинок.
Посмотрим на ситуацию: страна переживает предсказуемый бэбибум, иначе говоря – демографический подъем. Педиатры хватаются за голову, наблюдая стремительное увеличение грудничков на своем участке, детские площадки переполнены, а детские сады государственного типа не справляются с потоком маленьких детей. То есть потенциальных клиентов становится больше!
Это касается общероссийской ситуации. А как это отражается на наших проблемах?
Вы знаете, что среди государственных садов нет учреждений с религиозным или этническим направлением. А они чрезвычайно востребованы в Москве и мусульманских республиках.
В сентябре прошлого года мы открыли мини-сад. Накопили опыт практической работы. И мы бы хотели поделиться своим опытом с вами. Работая в фонде «Солидарность», на протяжении пяти лет мы проводили семинары по благотворительности, и убедились в их эффективности. Поэтому решили использовать это в «Медине».
Прежде начать диалог с вами, я хотела бы рассказать одну историю. Мне довелось самой водить в детский садик своих детей. Это был халяльный садик в одной из общин города. Признаюсь, что впервые даже с навигатором я не сразу его нашла, поскольку не было ни внятной вывески, ни каких либо опознавательных знаков. Так вот, туда я водила я детей недолго, пока хватило терпения возить их из одного конца города в другой. В условиях пробочной Москвы это дело не простое. Сейчас этот садик и вовсе закрылся из-за отсутствия детей. И это удивительно при потребности московских мусульман в исламских дошкольных учреждениях.
Кстати, рядом с этим самым садиком, прямо в соседнем доме, я увидела детский клуб с большой, очень красивой и привлекательной вывеской «Лас Мамас». Согласитесь, такая «этикетка» настолько интригующая, что невольно хочется заглянуть? Этот клуб и поныне здравствует, а его хозяйка открывает все новые и новые детские центры в Москве.
Как вы думаете: почему успешно действует один детский клуб, и закрылся другой? Ведь они работали в совершенно равных условиях.
Напомню, что находятся они буквально в соседних домах, а площадь детского сада у мусульман была значительно больше этого детского клуба. Давайте выясним причины.
– Руководитель общины, создавший садик, не занимался управлением и развитием проекта, отдав это на откуп подчиненным.
– Кадровый дефицит: отсутствие педагогов.
– Отсутствие рекламы и работы с населением – мусульманской общиной этого района.
– Отсутствие программы и стратегии развития.
– Но главное: не продвижение исламского бренда, а боязнь слова «ислам». И отсутствие вывески о многом говорит.
Но ведь подобные образовательные проекты напротив способны, если можно так выразиться, реабилитировать слово «ислам», которое в массовом сознании связано с радикализмом! Такие гуманитарные проекты помогли бы уравнять ислам и милосердие, ислам и доброту. Это же своеобразный ребрендинг! Ведь дети – это страна, которая объединяет всех.
Программа
Образовательные, да и другие проекты мусульман, грешат тем, что их авторы концентрируются на религиозных вопросах, упуская важное – общее образование мусульман. Наша главная беда, о которой написаны многотомные труды серьезных исламских ученых, – это отделение религии от образования. Эта проблема, ни для кого не секрет, появилась несколько веков назад и ее до сей поры не могут решить ни в одном государстве. Знание Корана превратилось в зазубривание сур.
Изучение жизни Пророка, мир ему, свелось к хадисам об обрядности религии, а такие прогрессивные науки, как психология, педагогика, высокие технологии в сфере образования остались вне поля зрения большинства мусульман.
Мы в наших проектах, (фонд «Солидарность» и центр «Медина») ориентируемся скорее вовне, а не внутрь. Например, в мини-садике центра мы решили не зацикливаться только на исламской программе, а ввели подготовку к школе для младшей и старшей групп. Мы не выдержим конкуренции с современными детскими садами, если не будем предлагать мусульманам весь спектр услуг.
И в любом случае если перед родителем-мусульманином встанет выбор, куда отводить ребенка – в группы по изучению ислама или на подготовку к школе, он выберет последнее, поскольку на следующий год его нужно вести в общеобразовательную школу, а в условиях Москвы нелегко разрываться между двумя клубами.
Также, открыв мини-садик, мы стали работать над программой исламского образования. В России мы не смогли найти ни подходящую методическую литературу по дошкольному образованию, ни даже учебного плана. Только один учебник по арабскому языку. И то его составители ориентировались на аналог европейского учебника.
Тогда мы приступили к созданию исламской программы. Работа шла таким образом: автор, педагог центра Алсу Сабитова готовила конспект каждого занятия, и параллельно отрабатывала его на нашей экспериментальной (в кавычках) старшей группе мини-садика. Так что наша программа уже опробована, а промежуточные итоги мы показали на мероприятии для родителей, когда нам исполнилось полгода.
И вот, после некоторых практических результатов, мы ее презентуем вам.