Как открыть исламский проект в неисламской стране

В центре «Медина» состоялся семинар на тему образовательных проектов. Представляем выдержки из доклада соучредителя центра «Медина» Лилии Мухамедьяровой.

Для сегодняшнего семинара у нас есть, как говорят  журналисты, информационный повод. Педагоги нашего центра создали образовательные программ для детей. И сегодня мы намерены представить вам эти программы, главная из которых –  образовательная программа для детей дошкольного возраста. Такой программы не было и нет в России, это мы знаем точно.  То есть она, по  сути, уникальна.

Она включает в себя учебный план и около 80 подробных конспектов занятий, которые могут успешно применяться как в детском саду, мини-садике, так и любом другом дошкольном учреждении мусульман.

Это собственно информационный повод.

В кризис надо больше тратить?

Если в этой  аудитории  есть журналисты, то вы, наверняка, знаете, что хорошо бы, помимо информповода,  даже  вполне  серьезную  статью начать с  парадоксального факта.  Тут важно, скорее, не    приковать внимание читателя, а настроить  его на восприятие  данного материала.
Так вот я приведу такой парадоксальный факт  –  глупо  убегать от смерча, надо, наоборот,  мчаться к нему навстречу   как  можно быстрее. Поскольку, таким образом,  вы сократите  время  воздействия  стихии. Ведь убегая, ты   будешь находиться   в зоне турбулентности гораздо  дольше!
К чему этот парадоксальный  факт?  Да к тому, что   кризис  самое  удобное время для   внедрения новых образовательных программ!
Во-первых,  потому что любой  кризис  это следствие вмешательства в политику и   экономику  совершенно  необразованных людей, сэкономивших на образовании. А, во-вторых, эксперты  утверждают, что  возникшие проблемы позитивно повлияли на бизнес дополнительного образования.
Иначе говоря, кризис – это лучшее время для инвестиций в себя.
Но даже  если отбросить все парадоксы и   мнения экспертов, совершенно очевидно, что сегодня  самая точная  стратегия для мусульманской общины  – это обучение детей.
Нельзя  быть  успешными, не овладев знаниями.  А неуспешность отбрасывает  мусульман в   жесткий  формат обид и подозрений. И дает повод  разномастным критикам   говорить, что наша  вера не дает   свободы действий, но    воспитывает покорность,  и   не расширяет  кругозор. Чем  можно ответить  на  эти упреки? Правильно –  только  нобелевскими премиями, только количество мусульман в лучших ВУЗах планеты.
А путь к высотам  начинается с… пеленок!

Бэби-бум –  расширяет рынок образования.

Теперь выскажу  еще  одну парадоксальную мысль –  хорошее образование стоит хороших денег. Более  того  оно просто  не должно быть бесплатным или дешевым.  И это надо  всегда держать в  уме, начиная новое дело. То есть то, что  образование –  перспективное  направление, совершенно очевидно. Люди  готовы  платить  за образование,  конвертировать в  свое будущее.  Теперь   дело осталось за малым – найти  свое направление в хаосе   образовательных тропинок.
Посмотрим на ситуацию: страна переживает  предсказуемый  бэбибум,  иначе говоря  – демографический подъем. Педиатры хватаются за голову, наблюдая стремительное увеличение грудничков на своем участке, детские площадки переполнены, а детские сады государственного типа не справляются с потоком маленьких детей. То есть потенциальных клиентов становится больше!
Это касается общероссийской ситуации. А    как это отражается на наших  проблемах?
Вы знаете, что среди государственных садов нет учреждений с религиозным или этническим направлением.  А  они  чрезвычайно востребованы в Москве и мусульманских республиках.
В сентябре прошлого года мы открыли  мини-сад. Накопили опыт практической работы.  И мы бы   хотели  поделиться своим опытом с вами.  Работая в фонде «Солидарность»,   на протяжении пяти лет  мы проводили семинары по благотворительности, и убедились в их эффективности.  Поэтому решили  использовать это   в «Медине».

Прежде начать диалог с вами, я хотела бы  рассказать одну историю. Мне довелось самой водить в детский садик своих детей. Это был халяльный садик в одной из общин города. Признаюсь, что впервые даже с навигатором я не сразу его нашла, поскольку не было ни  внятной  вывески, ни каких либо опознавательных знаков. Так  вот, туда  я водила я детей недолго, пока хватило  терпения  возить их из одного конца города  в другой.  В  условиях пробочной  Москвы  это дело не простое. Сейчас этот садик и вовсе закрылся из-за отсутствия детей. И это удивительно при потребности московских мусульман в исламских дошкольных учреждениях.
Кстати,  рядом с этим самым садиком, прямо в соседнем доме,  я  увидела детский клуб с большой, очень красивой и привлекательной   вывеской «Лас Мамас».  Согласитесь, такая  «этикетка» настолько интригующая, что невольно  хочется заглянуть? Этот клуб и поныне здравствует, а его хозяйка открывает все новые и новые детские центры в Москве.
Как вы думаете: почему успешно действует один детский клуб, и закрылся другой? Ведь они  работали в совершенно равных  условиях.
Напомню, что находятся они буквально в соседних домах, а площадь детского сада у мусульман была значительно больше этого детского клуба. Давайте  выясним  причины.

– Руководитель общины, создавший садик, не занимался управлением и развитием проекта, отдав это на откуп подчиненным.
– Кадровый дефицит: отсутствие педагогов.
– Отсутствие рекламы и работы с населением – мусульманской общиной этого района.
– Отсутствие программы и стратегии развития.
– Но главное: не продвижение исламского бренда, а боязнь слова «ислам». И отсутствие вывески о многом говорит.
Но ведь подобные образовательные проекты напротив  способны, если можно так  выразиться,  реабилитировать слово «ислам», которое в массовом сознании связано с радикализмом!  Такие  гуманитарные проекты помогли бы уравнять ислам и милосердие, ислам и доброту.  Это же своеобразный ребрендинг! Ведь дети – это  страна, которая объединяет всех.

Программа

Образовательные, да и другие проекты мусульман, грешат тем, что их авторы концентрируются на религиозных вопросах, упуская важное – общее образование мусульман. Наша главная беда, о которой написаны многотомные труды серьезных исламских ученых, – это отделение религии от образования. Эта проблема, ни для кого не секрет, появилась несколько веков назад и ее до сей поры не могут решить ни в одном государстве. Знание Корана превратилось в зазубривание сур.
Изучение жизни Пророка, мир ему, свелось к хадисам об обрядности религии, а такие прогрессивные науки, как психология, педагогика, высокие технологии в сфере образования остались вне поля зрения большинства мусульман.
Мы в наших проектах, (фонд «Солидарность» и центр «Медина») ориентируемся скорее вовне, а не внутрь. Например, в мини-садике центра мы решили не зацикливаться только на исламской программе, а ввели подготовку к школе для младшей и старшей групп. Мы не выдержим конкуренции с современными детскими садами, если не будем предлагать мусульманам весь спектр услуг.
И в любом случае если перед родителем-мусульманином встанет выбор, куда отводить ребенка – в группы по изучению ислама или на подготовку к школе, он выберет последнее, поскольку на следующий год его нужно вести в общеобразовательную школу, а в условиях Москвы нелегко разрываться между двумя клубами.
Также, открыв мини-садик, мы стали работать над программой исламского образования. В России мы не смогли найти ни подходящую методическую литературу по дошкольному образованию, ни даже учебного плана. Только один учебник по арабскому языку. И то его составители ориентировались на аналог европейского учебника.
Тогда мы приступили к созданию исламской программы. Работа шла таким образом: автор, педагог центра Алсу Сабитова готовила конспект каждого занятия, и параллельно отрабатывала его на нашей экспериментальной (в кавычках) старшей группе мини-садика. Так что наша программа уже опробована, а промежуточные итоги мы показали на мероприятии для родителей, когда нам исполнилось полгода.
И вот, после некоторых    практических результатов,  мы ее презентуем вам.

Поделиться:

07 Мар. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх