Двуязычные дети видят мир иначе
Дети, которые говорят на двух языках, интеллектуально отличаются от своих сверстников, знающих один язык. К такому выводу пришли ученые канадского университета Конкордия. Они утверждают, что большинство детей мыслят стереотипно. Так, они считают, что черты характера людей и животных определены наперед. Но дети-билингвы верят, что все добывается через жизненный опыт.
В рамках исследования ученые всем респондентам задали одни и те же вопросы. Что будет, если девочка родилась в Англии, но ее усыновили родители из Испании? Она будет говорить по-английски или по-испански? А если собаку «усыновили» птицы, обрастет ли она перьями? Подобные вопросы задали 48 детям 5-6 лет: монолингвам (знающие один язык), одновременным билингвам (знавшие сразу два языка) и последовательным билингвам (изучившие сначала один, затем второй язык).
Ошибочные ответы дали дети в независимости от того, сколько языков они знают. Но интересно другое – у монолингвов и билингвов ошибки имеют абсолютно различный характер.
Ошибки монолингвов были основаны на понимании того, что все характеристики даны людям при рождении. Билингвы же верили, что всему можно научиться, что всякие черты не предоставляются, а приобретаются с опытом. Одновременные и последовательные билингвы при этом делали разные ошибки.
Последовательные билингвы, знали, что язык можно выучить, поэтому правильно отвечали на вопрос о человеческой речи, но переносили эти знания и на уток с собаками.
«Детские систематические ошибки на самом деле интересны психологам, так как помогают понять процесс развития, — говорит профессор психологии Кристо Байерс-Хайнлайн. — Наши результаты ясно демонстрируют, что ежедневный опыт в одной области, изучении языков, может изменить человеческие убеждения о ряде других вещей, в том числе детские стереотипные убеждения».
Ученые сделали вывод, что изучение второго языка с рождения или с детства помогает детям принять социальное и физическое разнообразие человечества.