Атака на образование
Право детей на образование нарушается в 70 с лишним странах мира, миллионы школьников лишены возможности посещать занятия из-за войн и конфликтов. 25-летие Конвенции ООН о правах ребенка, призванной гарантировать эту возможность, совпало в этом году с присуждением Нобелевской премии мира двум активистам всемирной борьбы за образование. Благотворительная организация Save the Children пригласила 6 тысяч школьников на встречу с нобелевскими лауреатами, чтобы вернуть внимание мира к острой проблеме.
Престижная награда будет вручена сегодня пакистанской школьнице Малале Юсафзай, которую пытались убить талибы за выступления в защиту обучения девочек, и индийскому правозащитнику Кайлашу Сатиярхи, пытающемуся покончить с детской эксплуатацией. После вручения премии новые нобелевские лауреаты встретятся с детьми из разных стран, расскажут им о своей деятельности и ответят на вопросы.
Организаторы встречи надеются не допустить, чтобы торжественные церемонии «заслонили проблему, существующую во многих странах».
«Дети имеют право на образование, даже если живут в странах, затронутых конфликтами», – заявила исполнительный директор отделения Save the Children в Новой Зеландии Хизер Хейден.
В Сирии, Нигерии, Пакистане и других странах школы и школьники регулярно подвергаются нападениям, напомнила она.
«Атаки на образование наносят непоправимый ущерб детям: отрезают им доступ к школе, и препятствуют получению знаний. Такие атаки и использование школ в военных целях подвергают жизни учеников и учителей серьезной опасности, причиняя огромный ущерб образовательной системе. Эти нападения представляют собой серьезные нарушения прав детей на жизнь и образование, и непосредственно противоречат международному гуманитарному праву», – говорит Хизер Хейден.
Согласно официальной статистике, войны и конфликты лишают возможности ходить в школу 28,5 миллиона детей. Причем в последние годы число нападений на образовательные учреждения заметно возросло. В период с 2009 по 2013 год зарегистрировано 9500 случаев, говорится в докладе «Атака на образование», опубликованном в этом году Глобальной коалицией по защите образования.
В докладе приводятся также многочисленные свидетельства того, что с 2005 по 2014 год правительственные войска, неофициальные вооруженные формирования, многонациональные силы и даже миротворцы использовали школы и университеты во время вооруженных конфликтов по крайней мере в 25 странах.