Знания с доставкой на дом

У российских женщин желания учиться больше, чем у мужчин, но среди завершивших онлайн-курсы преобладает сильная половина. К такому выводу пришел основатель первой в России межуниверситетской онлайн-платформы «Универсариум» Дмитрий Гужеля.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК или МООС) уже не новомодный западный термин – и в нашей стране получающих дистанционное интернет-образование становится все больше. Первопроходцем вроссийской системе электронного онлайн-образования считается проект «Универсариум», который стартовал в декабре 2013 года. Он представляет широкой аудитории возможность абсолютно бесплатно обучаться на различных дистанционных курсах.

Если раньше в образовании работала модель «Двух У» – Учитель и Учебник, то сегодняшний цифровой мир переходит к системе «Трех К» –  Контент, Контакт, Коммьюнити. То есть массовые открытые онлайн-курсы должны заинтересовывать качественным содержанием, устанавливать взаимоотношения с аудиторией и обеспечить эффект принадлежности к сообществу.

Контент

По большей части современные дистанционные курсы – это просто цифровой вариант стандартных программ в вузах, которые опираются на урочную систему. Но массовые открытые онлайн-курсы не должны создаваться посредством простого копирования университетских курсов — необходимо  переходить на новый формат, что-то вроде научно-популярного академизма. МООК – это не чтение преподавателем учебника и не курсы, где улыбающийся человек с экрана вещает, как заработать миллион долларов, ничего не делая. К примеру в курсах «Универсариума» много академических основ, но присутствуют и новые нотки, то, что делает получение знаний по-настоящему интересным.

Среди насущных проблем, с которыми сталкивается «Универсариум» – нежелание или даже неумение людей учиться. Это связано и с не очень качественной подготовкой в отдельных образовательных учреждениях, и с развитием так называемого клипового мышления. «На эту тему можно говорить долго, но вывод будет один: аудиторию надо заинтересовывать интересным и разнообразным контентом, приучать к знаниям, читать, слушать лекции – хотя бы по 10 минут в день. Со своей стороны, кроме интересной подачи материала, мы мотивируем слушателей игровыми элементами, специальными наградами, баллами, рейтингами внутри курса. Стараемся сделать так, чтобы они не бросали обучение».

Контакт

Зря все обвиняют массовые открытые онлайн-курсы в том, что их заканчивает в среднем не более 10 процентов начавших курс. «Это, конечно, не много, но если понять, что количество стартовавших курсы колеблется от десяти до сорока тысяч человек, то становится ясно: 10 процентов не так уж и мало», – делится мнением Гужеля.

Он призывает обратить внимание на следующую тенденцию: количество завершивших курсы не единственный показатель успеха дистанционного курса. На самом деле, если правильно установить контакт с аудиторией, то мотивированных и дружелюбных к ресурсу слушателей намного больше – выше 50% всех стартовавших обучение. С этими 50% пользователей действительно можно работать: их можно привлекать к другим курсам, проводить среди них опросы – и они будут не против участия, поскольку уже знают образовательную площадку, сформировали о ней мнение, увидели работу изнутри.

«Не стоит забывать о косвенных преимуществах, которые дают эти курсы. Абсолютно все слушатели, даже те, кто дошел не до конца, тем не менее, уже знают этот образовательный ресурс и университет, который читает курсы, знают преподавателя. Поэтому МООК можно считать одним из инструментов продвижения образовательного учреждения. Сарафанное радио тоже никто не отменял – о курсах наверняка узнают друзья и близкие пользователей», – считает Гужеля.

Он также отмечает, что многие дистанционные курсы в России пытаются сразу делать деньги, поэтому у них ничего не получается. На российском рынке ресурсов, которые работают в режиме массовых открытых онлайновых курсов, нет, потому что все дистанционные обучающие курсы взимают плату, что заведомо ограничивает их взаимодействие с пользователями (как только встает вопрос денег – пользователи уходят).

Коммьюнити

Недостаток живого общения с преподавателем и другими студентами действительно может стать проблемой в процессе дистанционного обучения. Форумы внутри интернет-ресурсов и иные площадки для взаимодействия помогают слушателям почувствовать себя частью одного сообщества. Иногда бывает и так, что преподаватели онлайн-курсов организуют встречи в скайп и отвечают на вопросы в режиме «здесь и сейчас». Такие попытки направлены на то, чтобы все слушатели, несмотря на физическое нахождение в различных точках страны, чувствовали единение и вовлеченность в образовательный процесс.

МООКу в России – быть!

Несмотря на скепсис в отношении будущего массовых открытых онлайн-курсов в России по мнению Дмитрия Гужеля, они будут стремительно развиваться. – Сетевое образование – это следующая ступень развития вузов», – считает он. – МООК стимулируют университеты, являющиеся поставщиками контента, совершенствовать свои программы, менять методики преподавания, смотреть на себя со стороны – учит жить в новом современном информационном мире.

– Очень сложно бывает преодолеть снобизм некоторых преподавателей, которые 20 лет читают одни и те же лекции, не желая меняться под интересный и понятный формат для широкой аудитории. В интернете такое не проходит: онлайн-представление материалов высвечивает все недостатки. По этой причине периодически нам приходится отсеивать преподавателей, которые читают лекции строго по учебникам, в то время как нам интересно их личное представление материала.

Многие опасаются, что онлайн-образование вытесняет очное обучение, но все ровно наоборот: оно дополняет и предваряет его, помогая найти достойных студентов путем забрасывания большого информационного невода, которым являются массовые интернет-курсы.

«Наша принципиальная позиция заключается в том, что полноценное высшее образование – это целый комплекс знаний, который включает в себя не только теоретические, но и практические занятия в разных формах – и групповых, и индивидуальных. Такое образование можно получить только в вузе, а дистанционные курсы лишь дополняют, но не заменяют его».

Поделиться:

22 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх