Быть немцем и стать мусульманином

Говоря о мусульманах Западной Европы, мы часто думаем об иммигрантах из мусульманских стран, приехавших сюда на заработки. Однако вопреки сложившемуся мнению, европейская Умма пополняется не только за счет приезжих. С каждым годом все больше местных граждан принимают ислам. К примеру, в Германии на сегодняшний день приверженцами мусульманской религии стали 100 тысяч коренных жителей. Такой показатель сравним разве что с Францией и Великобританией. Подобным образом число «новообращенных» растет во всей Западной Европе и в Соединенных штатах.

Стоит ли говорить о том, что на фоне этого растет и страх у местного населения относительно сложившегося тренда. Ведь проблемы у мусульман – как недавно принявших ислам, так и у тех, кто исповедует эту мировую религию с рождения – одинаковы. Рано или поздно с исламофобией сталкиваются все. Но, как оказалось, решения этой проблемы у «новообращенных» и мусульман-мигрантов могут разниться…

Впрочем, начнем с самого начала. Прибытие миллионов рабочих мусульман в Германию, чтобы восстановить страну после разрушений Второй мировой войны, изменило облик страны и продолжает менять его до сих пор. Однородное германское население вмиг стало многообразным.

Одним из результатов этого развития стало взаимопроникновение турецкой и немецкой, а также христианской и мусульманской / европейской культур. Сотни тысяч мусульманских иммигрантов и их детей приняли немецкое гражданство после изменений в законодательстве в 2000 году, в то время как небольшое, но растущее число христиан и атеистов среди немцев приняли ислам. Такие «пограничные» переходы имеют огромное влияние на преобразование этих категорий, потому что они бросают вызов тому, как мы определяем немцев и мусульман.

С тех пор число «новообращенных» мусульман среди коренных жителей Германии растет с каждым годом. И это вызывает, мягко говоря, любопытство у внешних наблюдателей. Ставится под сомнение «европейскость» немцев-мусульман, ведь быть одновременно европейцем и мусульманином – «невозможно». Их даже обвиняют в предательстве европейской культуры. Вешают ярлык «внутреннего врага, за которым необходимо наблюдать» – мало ли, вдруг он станет террористом.

Быть мусульманином там, где ислам представляется внешним понятием – трудно. Еще труднее, когда из-за твоей веры тебя перестают признавать полноценным членом сообщества там, где ты родился и вырос.

И если все мусульмане Европы стараются придумать пути интегрироваться в местное светское общество, сохранив при этом свою веру, «новообращенные» пытаются и жить согласно исламским канонам, и сохранить свою немецкую идентичность. Только так они смогут заполучить свое законное место в Умме.

Поэтому коренные жители Германии, исповедующие ислам,  придумали свой способ борьбы с исламофобией. По-видимому, они хотят стать самостоятельным исламским сообществом и восприниматься отдельно от мигрантов-мусульман. Немцы-мусульмане стараются отмежеваться от мигрантов-мусульман и исповедовать лишь денационализированный ислам. Другими словами, они хотят исповедовать его чистую форму, не имеющую ничего общего с национальными традициями этнических мусульман.

Некоторые немецкие мусульмане наряду с другими европейскими этническими мусульманами продвигают идею, что очищенный от этнических элементов ислам идеально вписывается в немецкие ценности и образ жизни. Некоторые даже утверждают, что исповедование ислама возрождает утраченные ценности Немецкого Просвещения – уважение и терпимость к разнообразию.

Этот феномен вдохновил профессора одного из ведущих университетов мира в области социальных наук на написание книги, которая так и называется – «Быть немцем и стать мусульманином». Внимание Эзры Озюрек, которая давно изучает процессы интеграции мусульман в светское европейское общество в стенах Европейского департамента Лондонской школы экономики и политических наук,  привлекло то, что коренные жители Германии, принявшие ислам, пытаются изолировать себя не только от немусульман, но и от других мусульман. И хотя принять ислам – решение индивидуальное и не носит политический характер, оно имело и имеет важные и социально значимые последствия для Германии.

 

Поделиться:

01 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх