Шамиль Султанов о Турции: транскрипция

Добро пожаловать, дорогие друзья! Вас приветствует Лилия Мухамедьярова и новый проект центра «Медина» о Современном Востоке, в котором мы рассказываем о странах, политике и вере.

Информационная  политика нашего нового проекта  только   формируется. Мы пока  вынашиваем идею, но очень торопим  срок рождения, поэтому извините нас заранее за недочеты и накаладки. Мы не разжигаем национальную и религиозную  рознь,  мы  ее ликвидируем, как  способ  жизни.

Всякое  развитие, творчество, нравственная  атмосфера  невозможны  без ощущения  гордости и равности. Вот мы и хотим вернуть эту гордость и  равность. Мы можем.

Помните предвыборный слоган Обамы, Yes, we can? В Татарстане, правда, утверждают, что он принадлежит Шаймиеву – Без булдырабыз.

МЫ  МОЖЕМ  – обычная тенденция  развития.

Приоритеты  наши очевидны  –  мы  люди, россияне и  верящие  в Бога. Мы  собираемся    стать  конкурентноспособными на   информационном рынке. Но наша  дополнительная и  важная  задача  –   вывести умму  из  формата  подпольного  сознания.

Вот самый такой позитивный пример конкурентноспособной страны на рынке – это Турция.

Практически все  лето она была в центре  внимания  мировой  прессы. За этот короткий  период  мы  успели рассориться с этой страной,  затем помириться, и  кажется, если не на  вечно, то – надолго.

О не сложившемся  перевороте в Турции, кажется, известно  всё.  Все мировые СМИ  подробно освещали этот  бунт, и   комментировали его итоги. Сегодня  мы попытаемся  воссоздать  это  событие, поскольку  оно предопределяет будущее  страны, и  переводит в иной  формат  отношения Анкары и Москвы.

На вопросы  будет отвечать –   Шамиль Султанов, руководитель аналитического центра «Россия – Исламский мир», эксперт в области Ближнего Востока и политического ислама.

Добро пожаловать, Шамиль Загитович!

Конфликт в Турции можно охарактеризовать как противоборство двух личностей – Эрдогана и Гюлена. Чего добилась Турция Эрдогана, что нового он привнес в политическое, экономическое развитие страны и кто такой Гюлен? Что бы произошло, если бы переворот удался?

– Во-первых,  хочу сказать, что при Эрдогане Турция вошла в двадцатку самых экономически развитых стран мира, ВВП страны увеличилось более чем в 2 раза. Турция  с 2002 года,  создала 8 или 9 принципиально новых отраслей своей промышленности. Стала одной из наиболее динамически развивающихся стран в плане экспорта своей продукции.

А  ведь в условиях   жестких ограничений на мировых рынках пробиться  туда со своей продукцией сейчас очень  сложно. Но Эрдоган  сумел это  сделать. И это стало  одной из причин, почему средний класс, мелкая и средняя буржуазия, предпринимательские слои Турции в   роковой  момент поддержали своего  президента. Ведь  миллионы людей вышли на улицы  защитить  Эрдогана,     его экономическую политику.

Вы знаете, что  за последние 56 лет в Турции прошло 3,5 государственных переворота. И все эти катаклизмы  проходили в условиях жесточайшего экономического кризиса. Сегодня такого кризиса, несмотря на очень сложное положение на мировых рынках, в мировой экономике, в Турции нет. И это  главный внутренний  фактор, который обеспечил мобилизацию населения в пользу Эрдогана.

Второй фактор, с моей точки зрения, не менее важный заключается в том, что во всем мире сейчас идет противоборство между двумя трендами: растущим технократическим секуляризмом и религиозным сознанием. В Турции этот процесс идет очень быстро. В этом смысле я хочу сказать, что после этих июльских событий турецкое общество стало более ориентировано на исламских ценностях, чем до этого. Фактически можно даже сформулировать: та концепция светской республики, которую выдвинул Ататюрк, она в июле закончилась де-факто.  И в ближайшие  месяцы  будет принята новая   Конституция  страны, которая  утвердит это законодательно.

Что касается Гюлена, то тут надо  подчеркнуть, что Гюлен  фигура  не политическая. Де-факто он не политик. Он – проповедник, очень талантливый человек, который создал свой Тарикат, свою систему   глобального образования.

Тут  следует  заметить, что человек  достаточно конфликтный, конфликтовал со всеми, в том числе с военными. Он сбежал в США в 99-м году после того, как военные отправили в отставку предыдущее правительство.

Гюлен имеет хорошие связи с определенной частью элиты США. В организационном плане – с Центральным разведывательным управлением, в плане деловых отношений, экономических отношений у него очень хорошие отношения с еврейским капиталом США, с сионистскими структурами США. Тут нет никакого  секрета  –  достаточно   заглянуть в Интернет, где выложены все  свидетельства  подобных контактов  Гюлена.   С таким набором   связей  сложно претендовать на роль  отца нации.

Это вообще  несоизмеримые  величины — Эрдоган и Гюлен. За  первым – реальная история успеха, экономического,  политического, и социального. За Гюленом лишь  история создания новой модели   конспирологической организации, основанной на принципиально новых методах образования и  обучения.    Они живут в  разных мирах.

Вот  так я  бы ответил на Ваш вопрос.

– Все-таки что бы произошло, если бы переворот удался? Мы можем гипотетически это представить?

Я лично не могу. Переворот просто  не мог закончиться успехом.

Опять повторю: предыдущие попытки  народ, в принципе, поддерживал  военных, потому что страна находилась в очень сложных условиях. Была гиперинфляция, рынки находились в очень тяжелом положении,  безработица доходила  в этих ситуациях до 20-25 процентов. А в этом  случае народ поддеоржал президента. Поэтому переворот не получился бы.

Но если бы и   получился, то  я вам могу сказать, к чему бы это привело. Теоретически, конечно.  В этом  случае, Турция  фактически оказалась бы  в экономической изоляции.  А в этих условиях начался бы экономический регресс,   произошла бы  быстрая инфляция лиры.  Если сегодня   безработица составляет приблизительно 8 – 9 процентов,  то  в  случает  переворота, она быстро бы вышла на уровень 20-22 процентов. Вот такие прогнозы.

СМИ в эти дни  упорно педалировали такой тезис: турецкая армия – гарант светского развития страны. И как только власть начинает скатываться к исламизму, армия берет власть в свои руки, восстанавливает статус-кво, а потом удаляется в казармы. В России  так называемые демократические силы  тоже очень болезненно восприняли победу Эрдогана. Почему во всех странах армия представляется, как реакционная сила, тот же пример ГКЧП, а в Турции как самый надежный столп демократии?

Во-первых, я не совсем уверен, что в Турции провозглашался этот тезис, так что турецкая армия достаточно эволюционировала после 2002 года. И вообще, у нас не очень хорошо знают об этих вещах, а  в 80-е годы еще начался очень интересный процесс в турецкой армии.

Классики марксизма говорили, любой общественный институт не может жить вне отрыва от тех тенденций, которые существуют в обществе. В 80-е годы, особенно в конце 80-х годов из турецкой армии ежегодно увольнялись в отставку приблизительно 800-900 человек. Почему? Потому что они подозревались в симпатиях исламистам.

В 90-е годы я думаю, что процесс этот усилился, хотя количество уволенных в отставку уже несопоставимо с этим. То есть турецкая армия фактически шла по пути турецкого общества, которое  само по себе исламизировалось в глубинном смысле этого слова. Так  вот, и формально и неформально, и те же самые процессы охватили и армию.

После 2002 года, когда к власти пришла Партия справедливости и развития, этот процесс ускорился и ускорился в связи с тем, что наметился раскол в самой турецкой армии. С одной стороны, верхняя часть турецкого генералитета, которая действительно считала себя гарантом светской конституции Ататюрка, а с другой стороны, вот эти нижние чины, средние чины, начиная от лейтенантов и кончая полковниками, там и генералы были, которые, собственно говоря, представляли собой некую другую тенденцию.              Турецкая армия была расколота. Не всем  известен такой  факт:   многие рядовые и сержанты, младшие офицеры  даже не знали, что они совершают военный переворот!  Они думали, что  это  всего лишь учения… И я  полагаю, что даже в случае чего они бы не  начали  стрелять в народ.

Отношение к турецкой армии тоже менялось за последние годы. С одной стороны, традиционно в национальном характере у туркам  присуща гордость за свою армию, –  этого нельзя отрицать. С другой стороны, конечно, рост исламских тенденций,   затронул и турецкую армию. И в этом смысле между турецкой армией и обществом усилились определенные взаимодействия,  взаимосвязи.   Нравственная ценностная близость   углубилась за последние 15-20 лет.

– Шамиль Загитович, отныне   Москва и Стамбул  обречены на  союз. Их «роднит» то, что обе страны,  можно сказать, «отвергнуты» Западом. Но  это почва скорее  для тактической   дружбы. А насколько стратегически Стамбул и Москва необходимы друг другу?

Стратегически, с моей точки зрения, одна из главных причин такого резкого сближения между Москвой и Анкарой стал, прежде всего, экономический момент.

Для России очень важны экономические связи с Европой. Это при всем при том, что европейцы к нам, в значительной части    негативно относятся. Они открыто демонстрируют свою  нелюбовь к России, хотя живут за счет российской нефти, российского газа и т.д.

Одна из главных проблем – это Украина. Москва (в частности, Путин) хотела обогнуть Украину и не экспортировать газ через эту  страну. До этого Москва строит «Норд-Стрим-2» или пытается строить, потому что там сейчас возникли  новые проблемы. И во-вторых,  была  идея создать второй мощный канал сбыта через юг.

И  вот когда началось сближение между Анкарой и Москвой в Европе всполошились. Тут же Борисова, премьер-министра Болгарии, отправили в Москву, чтобы он поманил Путина, заговорил  о православных ценностях и з о том, что надо вернуться ке болгарскому варианту.

Но почему «Турецкий поток»  так важен для Москвы?  А это стратегически важно, именно стратегически, потому что вряд ли в ближайшие 10-15 лет мы сможем так диверсифицировать экономику, чтобы не зависеть от экспорта газа и нефти. Для Турции это тоже  архиважно,  поскольку она  не обладает своими запасами нефти и газа. То есть  Анкаре просто  жизненно  необходимо было стабилизировать отношения с Москвой –  главным поставщиком газа  и вторым поставщиком нефти в Турцию.               Эрдоган это понимает. Поэтому он сделал все для того, чтобы пойти на такое форсированное сближение с Россией. Но есть и другой момент, который объединяет,  и он тоже стратегический. Вот уже 46 лет, по-моему,   Европа  заявляет о своем стремлении принять Турцию в Европейский Союз. На самом деле ничего не происходит.

И  у  меня есть твердая убежденность, что Турцию никогда не пустят в Евросоюз.

– Почему?

Об этом предыдущий премьер Кэмерон сказал, что если Турция попадет в Европу, то не ранее 3000 года.  И  всё потому что европейская элита  опасается динамичной мощной Турции.

– Все-таки дело в вероисповедании или проблема в том, что Турция все же азиатское государство больше, чем европейское?

Дело  в том, что Турцию еще называют Китаем Ближнего Востока. Вот, если она получит европейский  рынок, получит   возможность   войти в ЕС, то   у неё появятся  огромные перспективы. Турецкая  экономика, в этой   ситуации, вполне способна  быстро достигнуть темпов экономического роста 10-12 процентов! И  она может войти в пятерку  самых мощных европейских стран.  А кому это  нужно в Европе?!

Второй момент. В условиях тех  социальных и  культурных процессов, которые  происходят в Европе, естественно,   европейские люди не хотят, чтобы мощное исламское государство появилось в этом  пространстве. Еще тут надо посмотреть, какой фактор – социорелигиозный, социокультурный или экономический –  является главнее.

Кстати, к  России  Европа  относиться столь же настороженно. И даже   провокационно. Европейцы   так    сформулировали свою   позицию: никакого сближения с Москвой не будет, пока у власти находится Путин.

И  веть турецкой  элите   тоже  говорят: если будет Эрдоган, который проводит  политику, направленную на восстановление Оттоманской империи, то никаких подвижек  в турецко-европейских отношениях не будет.

Поэтому и здесь как бы наличие общего проитивника – понятно, в переносном, широком смысле  этого слова,  –  сближает и Турцию, и Россию. Это стратегический момент на ближайшие 3-5 лет.  Э

– Если говорить о духовных скрепах, как выражается наш президент,  то есть ли что-то еще, что объединяет Турцию и Россию? Хотя ответ напрашивается: турки – выходцы из Алтая. Допустим, и  адмирал Колчака «немного» этнический турок… В нашей истории есть такое понятие как «последний пароход на Стамбул». Для нас это Перекоп и «Бег» Булгакова. Была еще вековая мечта России прибить щит на воротах Константинополя. Что хранится в турецкой кубышке памяти о взаимоотношениях с Россией?

Есть в  турецкой памяти или  памяти   культурной и  политической элиты, конечно,  «файлы»  о сложных,  мягко говоря, взаимоотношениях  между  Царской Россией  и Турецкой империей.   Ведь  между Турцией и Россией было 13 войн.

В этом смысле – это особая страна, потому что ни с кем столько   Россия  не воевала.  И Турция постоянно в течение последних столетий отступала под экспансией Царской России. И это, конечно, в культурной  и  исторической памяти Турции есть.

Но одновременно есть и история XX века, она заключается в том, что когда Турецкая империя превращалась в республику, в значительной степени под воздействием Запада,  Россия не выступала против Турции. Наоборот, в тех сложных условиях, в 1919-1921 гг. Россия была одной из самых главных стран, которые поддерживали её. И это  тоже в памяти.

И  необходимо   подчеркнуть, что  один из факторов экономического развития Турции за последние 15 лет – это, конечно, стремительное   развитие отношений с Россией. И это не только помидоры, огурцы, экспорт сельскохозяйственной продукции.  И не только курортно-турестические  мотивы.

Россия для турецкого бизнеса имеет особое значение, потому что был создан  широкий формат отношений  торговых,  экономических, и банковских, и т.д. У Турции, пожалуй, ни с какой другой страной   такого не было. И   роль  Москвы  в прогрессе  Турции  тоже оказывает воздействие на наши взаимоотношения.

А самый главный момент заключается в том, что мы постепенно начинаем осознавать  свое евразийское прошлое, в противовес европейскому, такой же процесс начался и у Турции. И не случайно, что  Анкара проявляет интерес к тому, чтобы войти в Шанхайскую организацию сотрудничества, налаживает отношения с Ираном.  К слову, сейчас на Ближнем Востоке возник очень мощный геополитический треугольник – Россия, Иран, Турция. Точнее говоря,  пока только возникает.

И это, конечно, Запад очень беспокоит. Я думаю, что это одна из главных головных болей для стратегов в Вашингтоне и  Брюсселе.   Ведь  Турция является очень важным союзником  для Европы, и для Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.

Турция импортирует российский газ. В этом смысле она как бы зависит от России. Но  в этом  случае и Россия  зависит от Турции, потому что после Германии Турция является вторым импортером российского газа. Значительную часть валютных доходов  «Газпром» получает из Турции. Это тоже очень важный момент для России.

Мы стремимся диверсифицировать нашу экономику, мы стремимся экспортировать нашу готовую промышленную продукцию. Атомная электростанция, которую мы строим в Аккую – это один из примеров.  У нас не так много площадок, где мы можем реализовать наш технологический потенциал. Экономически и технологически очень важно – строительство  атомной электростанции в стране, которая входит в НАТО. И это своего рода сигнал  для многих стран, которые сейчас  вошли в режим санкций против России.

Поэтому и с технологической, и с политической, и геостратегической, и с экономической точки зрения,  мы обречены на взаимодействие.  Еще и потому, что   после попытки  военного переворота, отношение к Эрдогану со стороны американцев и со стороны Европы будет все более и более, мягко говоря, настороженным. А может быть, и негативным.

– Многие люди из России ездят в Турцию не отдыхать, а искать  некие смыслы в древнейших храмах. Вот что меня поражало, когда я была в Турции – то, с каким турки вниманием относятся к древнейшим памятникам культуры и религии. Дом, в котором останавливалась Дева Мария, охраняется государством, и, несмотря на нескончаемый поток туристов, там нет ни единой торговой точки. Это тоже особенности турецкой культуры?

Во-первых,  это не особенность турецкой культуры, это особенность исламской культуры, потому что ислам по определению  веротерпимая религия, и в Аббасидском халифате, и в Оттоманской империи всегда была многоконфессиональность, и она  защищалась законодательным путем.

В традиции, в культурной памяти турок это есть, безусловно. Есть здесь еще один очень важный момент. Турция –  это  большая туристическая страна, там   находится  огромное количество памятников. В этом смысле культурный туризм, религиозный туризм, торговый туризм  – это  не просто экономический  фактор. Это  очень важный компонент каждодневного турецкокого менталитета, я бы сказал, что это стало компонентом   национального характера.

И если завтра, предположим, туристические потоки во все эти  религиозные  и исторические  места прекратятся,  абсолютно уверен, что турки все равно будут продолжать заботиться об этих памятниках и охранять их.

Притча

Однажды падишах Фатих Султан Мехмет решил проверить качество продуктов на рынке его подданых. Он облачился в одежду простолюдина, изменил внешность, чтобы его не узнали, и пошел на рынок.

«Взвесьте мне, пожалуйста, полбатмана масла, полбатмана меда и полбатмана сыра». Продавец аккуратно взвесил покупателю полбатмана масла и, объявив стоимость покупки, сказал:

«Будьте любезны уважаемый брат, купите, пожалуйста, остальные продукты у моего соседа справа. У него и товар лучше моего, и сегодня он еще не сделал почина». Падишах прошел в соседнюю лавку. Второй лавочник взвесил ему полбатмана меда и, рассчитав покупателя, сказал ему:

«Славен Аллах! О, брат мой, я сегодня сделал почин и заработал на пропитание своих детей, а вот сосед мой справа еще ничего не продал, не прошли ли бы вы к нему за сыром».

Падишах был поражен братской солидарностью своих подданных, и сказал: «Нация, состоящая из таких высоконравственных людей, может достичь очень многого. Да будут наказаны Аллахом те, кто калечит нравственные устои нации».

– Шамиль Загитович, Вы часто бываете на Ближнем Востоке, у Вас обширные знакомства, в том числе в движении «Братья мусульмане», в правительствах арабских государств, Вы наблюдали Арабскую весну вблизи. Почему у Эрдогана получилось, а у «Братьев-мусульман» нет?

Реджеп Эрдоган не скрывает близость своих взглядов и взглядов своей партии – Партии справедливости и развития со взглядами «Братьев-мусульман». Это, собственно говоря, ни для кого не является секретом. Есть несколько ключевых отличий, почему Турция, которую возглавляет такой  харизматический лидер, такая партия,  добилась   экономических, стала одной из ведущих стран мира. Более того, Турция является  не только региональной державой, но и державой, которая оказывает большое воздействие на мировую политику. И это все благодаря Партии справедливости и развития, благодаря Эрдогану, как харизматическому лидеру.

– Но в  движении ХАМАС тоже немало харизматичных лидеров – Халед Машаль, Исмаил Хания. Чего же не хватило арабской революции?

– Не хватает скорее — зрелости.  Нужно время.  Арабская революция, которая началась в 2010 году,  продолжится сейчас.  Это просто временный спад.  Как  у нас была революция в 1905 году,   потом был спад, а через 12 лет она возобновилась. И это привело к революции февраля 1917 года, потом октября 1917 года.

То же самое и на Ближнем Востоке, поэтому ближневосточным структурам необходимо учиться у Турции. Какие ключевые моменты здесь есть?

Первое. Эрдоган и Партия справедливости и развития сформировали специфически ориентированную турецкую элиту. Причем, элиту, которая ориентируется на традиционные исламские ценности, с одной стороны, а с другой стороны,  это элита, которая смотрит модернистски, смотрит с технологической точки зрения на мир.   С  точки зрения вызовов, которые идут из внешнего мира.

Эрдоган и Партия справедливости и развития сформировали турецкую элиту, аналогичной которой нет ни в одной арабской стране. Она, с одной стороны, религиозная, с другой стороны,  технологически развита. Она использует определенные методы, процедуры, технологии для того, чтобы совершать экспансии на мировые рынки, развиваться, закреплять свои позиции и т.д.

При Эрдогане Турция создала систему поддержки т  талантливой молодежи. Когда  приезжаю в какую-то страну мусульманскую,  спрашиваю: «Сколько у вас населения в стране?» Они отвечают: «40 миллионов человек». Я говорю: «Сколько из этих 40 миллионов у вас талантливых?» Никто ничего не знает. А в Турции они посчитали, оказалось, что в Турции – это было по отчету 3-4-летней давности, 464 тысячи талантливых людей.  (А ведь  и в России такой  арифметки   нет).

Этот второй фактор –   главным обстоятельством такого системного развития становится человеческий фактор,  наличие талантливых людей и возможностей для  их развития   во всех сферах – и в экономике, и в политике, и в культуре и т.д. В арабских странах такого фактора нет.

Третье.  Разгадка  заключается в том, что турки  – учатся. Это очень важный момент. Большинство турок входят в основные суфийские тарикаты. В суфизме  есть очень важный  момент, очень важный принцип – это учиться, точнее  КАК учиться. В каждый данный конкретный момент надо использовать те методы учебы, которые соответствуют этому моменту. Нельзя учиться так, как, предположим, твои  отцы  и учились. Это ни к чему хорошему не приведет. У турок это есть. У  абсолютного большинства арабов этого нет. И в этом смысле это тоже  турецкая модель Эрдогана, она является хорошим примером для   других мусульманских стран, кстати, не только арабских.

– Вы имеете в виду религиозное образование?

Нет, я имею в виду образование в широком смысле слова.   Помните, был такой хадис Пророка, саляллаху алейхи ва саллям, ради знаний ты можешь пойти даже в Китай. Пророк, саляллаху алейхи ва саллям, не говорил о том, что в Китай надо идти ради шариатского знания, правильно? Вот почему почему был Золотой век, Серебряный век, когда исламская цивилизация,  да тот же Аббасидский халифат были в авангарде человеческого развития? Потому что не было водораздела между религиозным и светским образованием! Когда этот водораздел в образовании появился, началось отставание исламского мира.

С другой стороны, в XX веке, когда начался раскол между религиозным образованием вообще во всем мире и светским образованием, технологическая цивилизация, западная технологическая цивилизация, она начала заходить все больше и больше в тупик, в котором она сейчас оказалась, в тупик, где совершенно отсутствует представление о смысле жизни. Что значит современный тупик современной технологической цивилизации? Это когда  люди не знают, зачем они живут, для чего.

– То есть Вы говорите, что в XXI веке можно выжить и развиваться, только объединив религиозное образование и светское?

Да, я лично в этом уверен. Другое дело, что с одной стороны, современная наука к этому не готова, мейнстрим современной науки. Хотя есть определенные люди, которые считают, что… помните, была в свое время, еще 40 лет назад знаменитая книга «Дао физики», они там пытались провести параллели между квантовой реальностью современной физики и представлением, которое называлось «даосизм». Поэтому сейчас возможно выйти из этого кризиса в результате,  создав   новую сознания, новую модель образования, в которую были бы вовлечены и какие-то секуляристские моменты, технологические моменты, рациональная наука, а с другой стороны, некие, очень важные религиозные методики, методологии и т.д.

Но это отдельная тема, на эту тему можно долго  поговорить.

– Но вот если мы говорим об особенном пути развития Турции, невозможно его представить без империи Фетхуллаха Гюлена. Ведь Гюлен создал один из лучших в мире образовательных проектов, где также уделяют особое внимание талантливым людям. И его люди реально работают во многих правительствах. И вот опять вопрос: почему все-таки гениальный Гюлен проиграл?

Может в силу своего возраста? Я к нему, между прочим, с определенной симпатией отношусь. То ли в силу возраста, то ли в силу того, что в жизни очень много страдал,  но он не мог  реализовать свои амбиции.  А человек он, безусловно, амбициозный, в открытой  политической борьбе, в политической деятельности и т.д. Поэтому Гюлен взял другую стратегию.

Вы же знаете, что  я  Гюлен и Эрдоган были союзники,  партнеры, и  даже друзья. Вопрос заключается в том, что Эрдоган хочет построить государство, в котором не было бы нет пороков, которые появились во многих других мусульманских странах, кстати, не только мусульманских странах, когда внутри формального государства, которое оказывается в результате лицемерным, насквозь лицемерным, появляются внутренние структуры, дипстейт – «глубинное государство». Глубинные структуры, которые живут по своим законам, своим правилам.

– В Турции империю Гюлена называют параллельным государством.

Параллельное – это, кстати, не очень хорошее название с точки зрения даже интересов самого Эрдогана. Параллельное государство означает, что есть одно  государство, и  есть другое государство, которое параллельно существует и как бы не зависит от первого государства. Дипстейт – это, условно говоря, некая раковая опухоль, которая сидит внутри государства

В конце концов, это создает дисфункции в государстве.  Поэтому здесь и  произошло принципиальное столкновение между Эрдоганом и Гюленом. Гюлен пытался создать по модели специфических суфийских тарикатов свою модель глубинного государства, или параллельного государства. Естественно, для Эрдогана и для Партии справедливости и развития такой вариант не подходил. Поэтому конфликт был неизбежен. И победа   Эрдогана в условиях вот этого усиления религиозных тенденций, она тоже была неизбежна.

Как изменится Восток с победой Эрдогана?

Во-первых, я хочу сказать, что значение Турции на большом Ближнем Востоке  сейчас  резко усиливается. Во-вторых, усиливается поток капитала с Арабского Востока. Это уже началось. Катар, саудиты, Эмираты, Кувейт, они заявили, что в ближайшие год-два увеличат свои вложения в Турцию до 200-250 миллиардов долларов. А   это     означает признание особой роли Эрдогана Анкарой в новых условиях.

Турция в этом смысле снова станет, если ничего не произойдет, региональной супердержавой. Соотвественно и Западу, и Европе, и американцам придется больше считаться с ней. Во многом все будет зависеть на Востоке от того, как будут складываться отношения между Ираном и Турцией.

Иранцы, между прочим, они же очень внимательно следили за тем, как происходил переворот. В ночь переворота, с 15-го на 16-е фактически беспрерывно шло заседание Высшего совета по безопасности Ирана, на котором отслеживался каждый шаг, каждое действие в Турции. И Рухани, Зариф, они были одними из первых, кто поздравили Эрдогана, заявили о своей поддержке Турецкой республики.

Поэтому пока еще трудно говорить о стратегии воздействия на Восток, ибо ключевая задача Эрдогана будет заключаться в том, чтобы в ближайшие несколько месяцев принять новую Конституцию и закрепить переход Турции из парламентской республики в президентскую. Это очень важно, поскольку впереди большой кризис, и должна быть концентрация ресурсов. В президентской республике в период кризисный условий решения принимаются более эффективно, чем в парламентских республиках.

– Спасибо большое, Шамиль Загитович.

Благодарю  Шамиля Султанова за рассказ о Турции. Это  страна, куда хочется возвращаться вновь и вновь, поскольку она  по истине прекрасна.  В ней   каждый    город –    история.

А мы   совместно с туристической компанией “UmmaTour.ru – Хадж, Умра, Халяль-отели” подготовили для вас список из 8 исторических мест, которые нельзя  не  увидеть  в Турции. Начните   свое   знакомство  с этой  древнейшей страной   с этих  мест. В статье подробно описаны все  эти достопримечательности и   подробно  описаны   каким транспортом до них  добраться и где остановиться.

Ссылка расположена в разделе подкасты на сайте центра «Медина» medina-center.ru.  Скачивайте. Изучайте. Путешествуйте.
Ведь как мы теперь знаем, Турция, несмотря на недавний военный переворот, возвращает себе лидерство на Востоке. И богатейшие страны Персидского Залива, такие как Катар, Кувейт, Арабские Эмираты планируют  в ближайшие годы вложить  в эту страну 200-250 миллиардов долларов!  Если в  страну  верят   финансисты, значит она  уверенно стоит на пути прогресса.

Еще  мы узнали, что в Турции сформирована и  активно действует элита, которая, во-первых,   ориентируется на традиционные исламские ценности.  А во-вторых,  модернистская, технологически развитая элита использует  весьма жесткие методы и технологии для того, чтобы совершать экспансии на мировые рынки, развиваться, и  закреплять свои позиции. Этому стоит поучиться любой  стране.

Вообще, фактор  наличия и активности элиты является ключевым и для социального, и для экономического развития современного общества. Это то, что называется человеческий капитал.  И это  одно из слагаемых   успеха Турции.

Шамиль Султанов говорил ещё, что эрдогановская Турция нацелена на поддержку  молодежи. Там очень  внимательно относятся  к  будущему  страны,  даже известно, сколько талантливой молодежи живет в этой стране. Не поверите  – их  даже пересчитали. И создали целую систему поддержки молодых талантов.

А вот мы ведем такой подсчет? Увы…

То есть   турция  делает    всё  для  своего будущего.  И главное  – желание учиться   стало  целью и смыслом  общества.  Это и  является  основой турецкой  модели, которую  еще называют модель Эрдогана. И по мнению Шамиля Султанова,  основы  желания и, главное,  умения учиться  заложены   в  религиозном прошлом и  поддержаны настоящим турецкого народа.

Но, конечно, никакая высокотехнологичная и прогрессивная модель не сработает без элементарных политических условий. А  их основа –  Прозрачность и Равные правила игры для  ВСЕХ!

Кстати,  именно  на этом  споткнулся гениальный Гюлен.  И это  то, благодаря чему выиграл Эрдоган.

А наша программа подошла к концу. И я Лилия Мухамедьярова прощаюсь с вами до следующей недели, где нас ожидает встреча с мудрым, талантливым. интереснейшим человеком, писателем Акрамом Муртазаевым. Маасаляма! Мир вам!

Поделиться:

27 Сен. 2016 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх