Шпионские страсти по онлайн-образованию

Массовые открытые онлайн-курсы, возникшие как доступная альтернатива традиционной образовательной системе, стали неотъемлемой частью высшего образования во многих странах. На самых популярных из них учатся уже тысячи студентов. Однако личные данные учащихся вовсе не защищены от «утечек» куда угодно – от частных компаний до разведслужб.

Помимо даты рождения, адреса,  номера паспорта и даже водительского удостоверения, в журналах провайдеров курсов регистрируются также IP-адреса, присутствие и участие в общественных форумах, и целый поток данных о сильных и слабых сторонах студентов, их  академической успеваемости, образе мышления и подходе к решению задач.

Вопрос о том, с кем делиться этими данными, остается обычно на совести  компании,  предоставляющей хостинг образовательным курсам, или ее деловых партнеров.

В США родители студентов, активисты и ряд законодателей требуют «залатать дыры» в законодательстве, позволяющие использовать личные данные «с целью приобретения выгоды» – например, для адресной рекламной рассылки. Борцам за конфиденциальность студенческой информации уже удалось «зарубить» несколько проектов, в том числе спонсированную фондом супругов Гейтсов и протянувшую чуть больше года гигантскую базу данных InBloom.

Американский конгресс раскололся по вопросу защиты данных виртуальных студентов: ряд сенаторов предлагают запретить использование их личной информации в целях рекламы, другие считают, что этого недостаточно, а третьи отстаивают право учебных заведений на «индивидуальный подход», призывая не душить запретами инновации.

Организаторы онлайн-курсов утверждают, что собираемые ими показатели  помогают лучше понять не только чему учатся студенты, но и как они учатся. Но по мнению скептиков, это вовсе не исключает возможности извлечения  выгоды из полученной информации –  будь то путем продажи данных другим организациям или использования ее самими провайдерами в маркетинговых целях.

Между тем некоторые американские штаты уже принимают собственные законы для защиты студенческих прав. Калифорния с сентября запретила компаниям использовать личную информацию об учащихся, собранную с помощью технологий онлайн образования, для любых целей, кроме тех, для которых она была получена.

Озаботилась собственным имиджем и образовательная интернет-индустрия: в октябре 13 компаний во главе с Microsoft подписали обязательство не продавать данные о студентах и не использовать их в целях рекламы. Однако в глаза бросается отсутствие в списке таких гигантов, как Google, Apple, Pearson и Khan Academy, бесплатными электронными учебниками которой пользуются миллионы людей во всем мире.

Зарятся на полученные онлайн данные о студентах и социологи, для которых такая подробная информация – просто золотое дно. Но строгие законы о конфиденциальности сделают эти данные практически бесполезными для науки, если нельзя будет проследить их связь с конкретными студентами.

Сторонники виртуального образования опасаются, что разгоревшаяся в США дискуссия отпугнет от массовых открытых онлайн-курсов множество новых клиентов, а в результате будут «задушены на корню» появляющиеся проекты  цифрового обучения.

Но ветераны отрасли советуют стартапам быть более прозрачными в своей внутренней политике, чтобы заранее развеять все возможные сомнения.          .

«Мы переходим в новую фазу конфиденциальности. Мы вступаем в фазу этики данных», – говорит Дэвид Хофман, руководитель службы обеспечения конфиденциальности информации Intel Corp., предлагающей образовательные курсы учителям.

Поделиться:

02 Дек. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх