Раннее развитие детей: как это было в Саудовской Аравии

Образование в Саудовской Аравии явно стало сегодня одной из первоочередных задач. Годовой бюджет на высшую школу превышает 15 млрд долларов, государство полностью финансирует обучение студентов за границей, а количество вузов в стране за последние семь лет утроилось – с 15 до 45.

Дошкольное образование также пользуется в последнее время значительной поддержкой и вниманием государства, и во многом  это заслуга двух саудовских энтузиастов. Хотя их разделяет целое поколение, Ильхам аль-Дахиль и Самия Кази сыграли огромную роль в популяризации раннего обучения детей.

Первопроходцем в этой области стала аль-Дахиль, открывшая в начале 1990-х первую  учебную группу для дошколят. Получив менеджерский диплом в США, она вернулась в родную  Саудовскую Аравию, и стала работать в одном из кадровых агентств. Перейти в образовательную сферу, по собственным словам, ее вдохновили контакты с лучшими и наиболее талантливыми женщинами-руководителями страны.

После публикации исследования о влиянии дошкольного образования на будущую заработную плату, дисциплину и  успеваемость в дальнейшей учебе, внимание на ее работу обратило министерство образования. Но не дожидаясь, пока заработает медлительный бюрократический аппарат, Ильхам аль-Дахиль сама нашла инвесторов на свои проекты. В этом ей немало помог богатый опыт в деловой сфере. Сейчас она генеральный директор Ambassadors Schools, распространяющих методику Монтессори по  всему королевству.

Ее инициативу поддержало новое поколение молодых мам во главе с Самией Кази, одной из основательниц организации Arabian Child. За два года эта организация подготовила более 500 дошкольных педагогов, привлекла множество волонтеров, провела огромную работу с родителями и правоохранительными органами.

Поначалу Самия Кази пошла по стопам своего отца-врача, и устроилась на работу в одну из больниц Эр-Рияда. Но через пять лет она переехала  в Лондон с мужем, поступившим в британскую аспирантуру.

Ранним развитием детей Самия заинтересовалась после рождения первого ребенка. Приведя дочь в ясельную группу, она поразилась тому, насколько подход к детям в ней отличался от привычного.

«Как только дочь вошла в комнату, воспитатели ей очень обрадовались,  поздоровались, называя по имени и присев на корточки, чтобы быть с ней  на одном  уровне, и стали обнимать.  В саудовском детском саду, когда я была маленькой, мне велели войти, сесть на место и вести себя тихо», – вспоминает она.

После этого случая Самия увлеклась дошкольным образованием, и получила диплом магистра в одном из британских университетов.

Сейчас в ее родной Саудовской Аравии министерство образования оказывает финансовую помощь перспективным дошкольным учреждениям. И все же из 2,5 миллионов детей дошкольного возраста лишь 130 тысяч ходят в подготовительные группы. Однако менталитет нового поколения родителей заметно меняется.

«Сейчас молодые пары не хотят оставлять своего ребенка с няней. Это определенный этап взросления, который мы переживаем. Я уверена, что те навыки, которые мы имеем во взрослом возрасте, происходят из дошкольного обучения, от тех, кто о нас заботится в этом возрасте», – говорит Ильхам аль-Дахиль.

Распространением информации о важности дошкольного образования среди родителей занимается Самия Кази.

«Ученые, психологи и неврологи – все обнаружили, что в первые годы любое переживание, будь то хорошее или плохое,  определяет будущее ребенка», – говорит она.

А с экономической точки зрения, инвестиции в раннее развитие приводят к «улучшению оценок в средней школе, более высоким  доходам по окончании учебы, росту добровольческой активности, снижению насилия и связанных с ним расходов», добавляет педагог.

Все это соображения и сподвигли ее на создание организации Arabian Child, первое отделение которой появилось в  Дубае. Самия Кази считает, что ей удалось принести в регион лучшую  международную практику в сфере образования и воспитания детей младшего возраста. Причем начала она с налаживания отношений с рядом ключевых министерств и политиков.

Кроме того, она разработала несколько учебных программ для специалистов из разных отраслей, имеющих дело с маленькими детьми. Одна из них создана для учителей, и рассчитана на  120 часов интенсивного обучения, после которых  выдается международный сертификат. Набор «Давай поиграем» рассчитан на развитие родительских навыков – он включает учебные карточки, игрушки, и методические материалы о занятиях  с маленькими детьми.

«На тех, кто работает в дошкольном образовании, часто лежит своего рода социальное клеймо», – говорит Самия Кази. Она вспоминает, как одна из пришедших на интенсивные учительские курсы женщин,  тихим голосом и явно стесняясь, представилась «нянечкой и воспитателем». К концу обучения она с высоко поднятой головой называла себя педагогом по дошкольному образованию, прекрасно понимая всю важность своей работы.

Создатель Arabian Child  вспоминает те трудности, с которыми она столкнулась в начале, когда приходилось работать  с учителями прямо у себя дома, продавать личные вещи, чтобы расплатиться по счетам, залезать в долги – и при этом еще учиться самой, заниматься организационной работой, и быть матерью и женой.

Сейчас она занимается главным образом пропагандой дошкольного воспитания и образования,  постоянно встречаясь с политиками, инвесторами и журналистами. Обязательно готовьтесь к встречам и планируйте их заранее, советует она.

«Даже если вы думаете о чем-то день и ночь, и придаете этому огромное значение, вовсе не факт, что эта тема окажется важной для обладающих властью.  Сосредоточьтесь на своей цели – добиться лучшего для маленьких детей, но при этом проявляйте гибкость,  выслушивайте мнение других и проявляйте к ним уважение. Тогда вы увидите изменения», – говорит Самия Кази.

wamda.com

Поделиться:

04 Авг. 2014 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх