Раннее развитие детей: как это было в Саудовской Аравии
Образование в Саудовской Аравии явно стало сегодня одной из первоочередных задач. Годовой бюджет на высшую школу превышает 15 млрд долларов, государство полностью финансирует обучение студентов за границей, а количество вузов в стране за последние семь лет утроилось – с 15 до 45.
Дошкольное образование также пользуется в последнее время значительной поддержкой и вниманием государства, и во многом это заслуга двух саудовских энтузиастов. Хотя их разделяет целое поколение, Ильхам аль-Дахиль и Самия Кази сыграли огромную роль в популяризации раннего обучения детей.
Первопроходцем в этой области стала аль-Дахиль, открывшая в начале 1990-х первую учебную группу для дошколят. Получив менеджерский диплом в США, она вернулась в родную Саудовскую Аравию, и стала работать в одном из кадровых агентств. Перейти в образовательную сферу, по собственным словам, ее вдохновили контакты с лучшими и наиболее талантливыми женщинами-руководителями страны.
После публикации исследования о влиянии дошкольного образования на будущую заработную плату, дисциплину и успеваемость в дальнейшей учебе, внимание на ее работу обратило министерство образования. Но не дожидаясь, пока заработает медлительный бюрократический аппарат, Ильхам аль-Дахиль сама нашла инвесторов на свои проекты. В этом ей немало помог богатый опыт в деловой сфере. Сейчас она генеральный директор Ambassadors Schools, распространяющих методику Монтессори по всему королевству.
Ее инициативу поддержало новое поколение молодых мам во главе с Самией Кази, одной из основательниц организации Arabian Child. За два года эта организация подготовила более 500 дошкольных педагогов, привлекла множество волонтеров, провела огромную работу с родителями и правоохранительными органами.
Поначалу Самия Кази пошла по стопам своего отца-врача, и устроилась на работу в одну из больниц Эр-Рияда. Но через пять лет она переехала в Лондон с мужем, поступившим в британскую аспирантуру.
Ранним развитием детей Самия заинтересовалась после рождения первого ребенка. Приведя дочь в ясельную группу, она поразилась тому, насколько подход к детям в ней отличался от привычного.
«Как только дочь вошла в комнату, воспитатели ей очень обрадовались, поздоровались, называя по имени и присев на корточки, чтобы быть с ней на одном уровне, и стали обнимать. В саудовском детском саду, когда я была маленькой, мне велели войти, сесть на место и вести себя тихо», – вспоминает она.
После этого случая Самия увлеклась дошкольным образованием, и получила диплом магистра в одном из британских университетов.
Сейчас в ее родной Саудовской Аравии министерство образования оказывает финансовую помощь перспективным дошкольным учреждениям. И все же из 2,5 миллионов детей дошкольного возраста лишь 130 тысяч ходят в подготовительные группы. Однако менталитет нового поколения родителей заметно меняется.
«Сейчас молодые пары не хотят оставлять своего ребенка с няней. Это определенный этап взросления, который мы переживаем. Я уверена, что те навыки, которые мы имеем во взрослом возрасте, происходят из дошкольного обучения, от тех, кто о нас заботится в этом возрасте», – говорит Ильхам аль-Дахиль.
Распространением информации о важности дошкольного образования среди родителей занимается Самия Кази.
«Ученые, психологи и неврологи – все обнаружили, что в первые годы любое переживание, будь то хорошее или плохое, определяет будущее ребенка», – говорит она.
А с экономической точки зрения, инвестиции в раннее развитие приводят к «улучшению оценок в средней школе, более высоким доходам по окончании учебы, росту добровольческой активности, снижению насилия и связанных с ним расходов», добавляет педагог.
Все это соображения и сподвигли ее на создание организации Arabian Child, первое отделение которой появилось в Дубае. Самия Кази считает, что ей удалось принести в регион лучшую международную практику в сфере образования и воспитания детей младшего возраста. Причем начала она с налаживания отношений с рядом ключевых министерств и политиков.
Кроме того, она разработала несколько учебных программ для специалистов из разных отраслей, имеющих дело с маленькими детьми. Одна из них создана для учителей, и рассчитана на 120 часов интенсивного обучения, после которых выдается международный сертификат. Набор «Давай поиграем» рассчитан на развитие родительских навыков – он включает учебные карточки, игрушки, и методические материалы о занятиях с маленькими детьми.
«На тех, кто работает в дошкольном образовании, часто лежит своего рода социальное клеймо», – говорит Самия Кази. Она вспоминает, как одна из пришедших на интенсивные учительские курсы женщин, тихим голосом и явно стесняясь, представилась «нянечкой и воспитателем». К концу обучения она с высоко поднятой головой называла себя педагогом по дошкольному образованию, прекрасно понимая всю важность своей работы.
Создатель Arabian Child вспоминает те трудности, с которыми она столкнулась в начале, когда приходилось работать с учителями прямо у себя дома, продавать личные вещи, чтобы расплатиться по счетам, залезать в долги – и при этом еще учиться самой, заниматься организационной работой, и быть матерью и женой.
Сейчас она занимается главным образом пропагандой дошкольного воспитания и образования, постоянно встречаясь с политиками, инвесторами и журналистами. Обязательно готовьтесь к встречам и планируйте их заранее, советует она.
«Даже если вы думаете о чем-то день и ночь, и придаете этому огромное значение, вовсе не факт, что эта тема окажется важной для обладающих властью. Сосредоточьтесь на своей цели – добиться лучшего для маленьких детей, но при этом проявляйте гибкость, выслушивайте мнение других и проявляйте к ним уважение. Тогда вы увидите изменения», – говорит Самия Кази.
wamda.com