Путешествие араба в Россию X века: записи Ибн Фадлана

Десятый век в истории ассоциируется с веком некой интеллектуальной деградации: темная эпоха, когда человечество погрязло в невежестве и суеверии. И если это представление вполне оправданно по отношению к Европе того времени, то исламский мир в эту эпоху переживал свой расцвет. Мусульманские владения простирались на многие тысячи километров – от Испании на западе до Индии на востоке, и продолжали расширяться к северу, до части территории современной России.

Аббасиды правили из Багдада в течение почти двух столетий. Их политическая власть ослабевала в результате восхождения различных региональных династий, но в культурном плане исламский мир только процветал. Больше века Багдад с его библиотеками и школами был интеллектуальным центром мира. Кордова под правлением Омейядов в Испании достигла своего расцвета, стала одним из центров просвещения и наук, когда имела до 1 млн жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. Фатимиды захватили власть в Марокко и Египете, а затем Палестине и Сирии. В 971 они основали новую столицу аль-Кахира (Каир).

Путешественники со всего мира могли бы распознать земли, в которой правят мусульмане. Благодаря сосредоточению в этих землях искусных ремесленников и архитекторов того времени, здания, книги и текстиль получили необыкновенную форму, стиль, который стал известен как “исламский”.

Именно в это время Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад был послан Аббасидским халифом аль-Муктадир (932 г.) в царство волжских булгар (традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье современной России). Недавно принявший ислам правитель захотел получить религиозное наставничество от настоящего религиоведа. И все это мы знаем во многом благодаря самому Ибну Фадлану, который регулярно вел журнал и описывал свое путешествие, оставив после себя бесценный исторический документ.

Его записи являются одним из самых ранних исторических источников по древней России и первым арабским документом, описывающим жизнь немусульман. В разделе, озаглавленном «аль-Русь”, Ибн Фадлан описывает свою встречу с группой торговцев, работающих к западу от реки Волги. Вероятно, тогда он и не мог себе представить, что его дневник станет важным документом, который позволить собрать воедино пазлы ранней истории российского народа.

Историки давно спорят о том, кем на самом деле были те русы, о которых писал Ибн-Фадлан. Возможно, это были не русские, а скандинавы, которые перемещались по русской равнине. Арабский путешественник не упускал ни одной возможности понаблюдать за их нравами и обычаями.

В процессе наблюдения, которые, несомненно, которые были шокирующими для мусульманина своего времени (что уж греха таить, и на современных читателей они действуют шокирующе), Ибн-Фадлан не пытается сделать сенсацию из увиденного. Своим простым стилем письма он просто описывает то, что видит, отражая факты, а не собственное мнение. Что касается употреблением русами алкоголя, он отмечает: “Иногда один из них умирает с чашкой в руке” и сразу меняет тему, без выражения своего взгляда на это.

Он был послан в эти земли для наставничества царя булгар в вопросах исламской веры. Без сомнений, такой чести удостаивается лишь выдающийся эксперт в своем деле. Совершая свою миссию в незнакомых краях, он все же остается ученым. Природное любопытство, внимание к деталям и открытость к новым познаниям сделало его знаменитым на весь мир. И теперь мировое наследие имеет исторически важный документ, написанный интересно, просто и оставляющий неизгладимое впечатление.

Видимо, именно поэтому записи Ибн Фадлана вдохновили известного американского фантаста Майкла Крайтона (1942 — 2008) на написание книги «Пожиратели мертвых». По мотивам книги снят художественный фильм «Тринадцатый воин».

SacredFootsteps

Поделиться:

16 Июл. 2015 г.
  • Ahsana Yun

    ассалам алейкум. а где можно почитать его записи в полной версии

наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх