Образование в Ираке становится религиозным
Школы Ирака все больше переходят на религиозные позиции: природные явления и достижения современной науки объясняются с точки зрения «созданных Творцом законов». «Исламизация образования» стала побочным результатом американской интервенции, свергнувшей светский режим Саддама Хусейна.
С 2003 года многие школы перешли на раздельное обучение мальчиков и девочек, что прежде встречалось довольно редко. И хотя официально образование по-прежнему отделено от религии, учителя на уроках объясняют детям, что круговорот воды в природе происходит по воле Создателя.
«Нас регулярно посещают религиозные деятели, и делятся соображениями о необходимости направлять учеников в русло учения ислама», – говорит преподаватель природоведения одной из начальных школ города Бабиля Ламия Хасан.
По ее словам, даже полеты в космос объясняются с исламской перспективы, «в соответствии со школьными директивами о роли религии в учебной программе».
«Религии удалось в значительной степени проникнуть в государственную образовательную программу», – отмечает социолог Суад аль-Хафаджи.
«Социальное воспитание, направляемое религиозными убеждениями, подталкивает гражданина – с детства, еще до поступления в школу – к принятию религиозных интерпретаций событий и явлений, формируя его жизнь в соответствии с религиозными учениями. Человек начинает мерить каждое физическое или социальное явление религиозными критериями», – заявил он изданию Al-Monitor.
Борьба религиозных и светских сил в образовательной сфере страны идет уже без малого сто лет.
«Гражданская, нерелигиозная система образования действует в Ираке, начиная с 1920-х годов. На самом деле, бывший в то время директором образовательных программ Сати аль-Хусри попытался и вовсе покончить с религиозным образованием, но его проект столкнулся с противодействием суннитских и шиитских религиозных ученых», – напоминает доктор философских наук Рашид аль-Хайюн.
Во все времена правители Ирака пытались приспособить образовательную систему к своим политическим нуждам. В 1970-х Саддам Хусейн, считавшийся первым светским лидером страны, объявил «войну религии» в школах. Но после успеха Исламской революции в Иране в 1979 году, когда на всем Ближнем Востоке произошел резкий всплеск религиозного сознания, он резко сменил тактику.
Вопреки официальной идеологии правящей партии Баас, Саддам Хусейн объявил о возрождении исламского учения. По всей стране закрывали ночные клубы, а в школьную программу ввели изучение Корана. Аяты Священного писания заучивали как таблицу умножения; тогда же вновь появилось раздельное обучение.
Сейчас образование в Ираке пытаются разделить не по половому признаку, а по религиозным направлениям. Сунниты и шииты занимаются в разных школах, и по различным учебным программам. Особенно заметен образовательный раскол на уроках истории.
«Биография Хусейна ибн Али преподается в государственных школах в шиитских районах иначе, чем в школах суннитских районов. То же самое относится к событиям, связанным с правлением праведных халифов», – говорит преподаватель истории Хатем Альван.
По его словам, сегодня трудно «однозначно назвать государственное образование светским или религиозным, поскольку есть религиозные учителя, религиозные партии и религиозные школьные программы. Религиозность заменила националистический и баасистский характер образования в прошлом».
В такой многонациональной и смешанно-религиозной стране, как Ирак, раскол в школьном образовании может углубить раскол во всем обществе, опасается еще одни преподаватель истории Хасан Султан.
«Изучение истории – очень чувствительная тема для иракских религиозных течений. Каждое из них стремится интерпретировать ее в соответствии со своими собственными убеждениями. Нынешние разногласия укрепляют культурные барьеры, что вызывает конфликты и споры», – говорит он.