Образование в Ираке становится религиозным

Школы Ирака все больше переходят на религиозные позиции: природные явления и достижения современной науки объясняются с точки зрения «созданных Творцом законов». «Исламизация образования» стала побочным результатом американской интервенции, свергнувшей светский режим Саддама Хусейна.

С 2003 года многие школы перешли на раздельное обучение мальчиков и девочек, что прежде встречалось довольно редко. И хотя официально образование по-прежнему отделено от религии, учителя на уроках объясняют детям, что круговорот воды в природе происходит по воле Создателя.

«Нас регулярно посещают религиозные деятели, и делятся соображениями о необходимости направлять учеников в русло учения ислама», – говорит преподаватель природоведения одной из начальных школ города Бабиля Ламия Хасан.

По ее словам, даже полеты в космос объясняются с исламской перспективы, «в соответствии со школьными директивами о роли религии в учебной программе».

«Религии  удалось в значительной степени проникнуть в государственную образовательную программу», – отмечает социолог Суад аль-Хафаджи.

«Социальное воспитание, направляемое религиозными убеждениями, подталкивает гражданина – с детства, еще до поступления в школу –  к принятию религиозных интерпретаций событий и явлений, формируя его жизнь в соответствии с религиозными учениями. Человек  начинает мерить каждое физическое или социальное явление религиозными критериями», – заявил он изданию Al-Monitor.

Борьба религиозных и светских сил в образовательной сфере страны идет уже без малого сто лет.

«Гражданская, нерелигиозная система образования действует в Ираке, начиная с 1920-х годов. На самом деле, бывший в то время директором образовательных программ Сати аль-Хусри попытался и вовсе покончить с религиозным образованием,  но его проект столкнулся с противодействием суннитских и шиитских  религиозных ученых», – напоминает доктор философских наук Рашид аль-Хайюн.

Во все времена правители Ирака пытались приспособить образовательную систему к своим политическим нуждам. В 1970-х Саддам Хусейн, считавшийся первым светским лидером страны, объявил «войну религии» в школах.  Но после успеха Исламской революции в Иране в 1979 году, когда на всем Ближнем Востоке произошел резкий всплеск религиозного сознания, он резко сменил тактику.

Вопреки официальной идеологии правящей партии Баас, Саддам Хусейн объявил о возрождении исламского учения. По всей стране закрывали ночные клубы, а в школьную программу ввели изучение Корана. Аяты Священного писания заучивали как таблицу умножения; тогда же вновь появилось раздельное обучение.

Сейчас образование в Ираке пытаются разделить не по половому признаку, а по религиозным направлениям. Сунниты и шииты занимаются в разных школах, и по различным учебным программам. Особенно заметен образовательный раскол на уроках истории.

«Биография Хусейна ибн Али преподается в государственных школах в шиитских районах иначе, чем в школах суннитских районов. То же самое относится к событиям, связанным с правлением праведных халифов», – говорит преподаватель истории Хатем Альван.

По его словам, сегодня трудно «однозначно назвать государственное образование светским или религиозным, поскольку есть религиозные учителя, религиозные партии и религиозные школьные программы. Религиозность заменила националистический и баасистский  характер образования в прошлом».

В такой многонациональной и смешанно-религиозной стране, как Ирак,  раскол в школьном образовании может углубить раскол во всем обществе, опасается еще одни преподаватель истории  Хасан Султан.

«Изучение истории – очень чувствительная тема для иракских религиозных течений. Каждое из них стремится интерпретировать ее в соответствии со своими собственными убеждениями. Нынешние разногласия укрепляют культурные барьеры, что вызывает конфликты и споры», – говорит он.

Поделиться:

28 Янв. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх