«Наша религия должна настраивать нас на критическое воззрение»

Из лекции Тарика Рамадана «Важность критического мышления для мусульман на Западе и Востоке». Состоялась 5 декабря 2017 года в Москве.

Нет критического мышления, если нет свободы и знания. Незнание и критическое мышление не могут идти вместе. Прежде всего мы исходим из знания, понимания и свободы задавать вопросы. Один из наших братьев в Америке сказал: «Вы знаете, в чем проблема мусульман в Америке? Мы закатываем жалобы прежде, чем задаем вопросы».

В Коране ангелы обращаются к Господу: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?»  Мы – человеческие существа, не этим должны заниматься. У нас должно быть право задавать вопросы, получать знания и это знание дает нам правильное понимание. И получая понимание, мы постигаем веру в Бога, – это первая позиция, которая важна.

Быть мусульманином, означает, перейти из нынешнего состояния, в состояние, когда мы находимся в мире с Господом и со знанием, которое дает нам определенную степень свободы. Не используйте свою свободу во вред, это второе важное положение.

Я повсюду говорю: как мусульманин и как человек я буду на стороне бедных и угнетенных. Я буду палестинцем или чеченцем. Я всегда выступаю на стороне тех, кого угнетают. Это для того, чтобы молодое поколение прислушивалось к нашим голосам: если вы хотите помочь угнетенным, не позволяйте убивать невинных людей во имя так называемого джихада.

Язык Корана – арабский, но культура мусульман вовсе не арабская. Ислам – это вещь универсальная, которая может быть в любой культуре. Не пытайтесь имитировать других, пытайтесь понять и быть благочестивым  в российской культуре, более того – в русской культуре. Я хочу сказать, что наша религия должна настраивать нас на критичное воззрение на все, что нас окружает.

Некоторые говорят, для того, чтобы быть мусульманином, необходимо повторять модели прошлого – то, что мы называем «таклид». Есть мусульмане, которые думают,  для того, чтобы быть хорошим мусульманином, необходимо воспроизвести социальную организацию прошлого. Знаете что: вы две вещи смешиваете. Принципы прошлого также являются принципами и настоящего, а модели прошлого – это модели прошлого, а не сегодняшнего дня.

Мы сохраняем принципы и находим новые модели для нашего времени. Вы же не сможете иметь общество, организованное в экономическом плане, так как это было в 7 веке? Даже здесь в пределах своего района вы не сможете это произвести, потому что этот маленький район более сложен в экономическом плане, чем Медина в 7 веке. Мы должны сохранять принципы и обновлять модели. Критическое мышление – это сохраняй принципы и находи новые методы.

Поэтому когда люди приходят ко мне и говорят, вы знаете, нам необходимо реформировать Ислам, я говорю – нет. Исламу не нужны реформы. Что мы должны реформировать, так это умы мусульман, то, как мы читаем Коран. У Корана проблем нет, у читателя Корана есть проблемы.

P1180116 P1180122 P1180209

Поделиться:

07 Дек. 2017 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх