Как научить ребенка делать выбор?

Каждый ребенок с рождения учиться делать выбор. И от того, насколько уверенно и осознанно малыш подходит к выбору, в дальнейшем может зависеть его способность ставить цели и достигать их. И именно родители закладывают ощущение того, что выбор ребенка – это его законное право. В подростковом возрасте проблема выбора и постановка правильных целей становится особо актуальной. Как создать условия, которые позволят подростку почувствовать себя личностью и научиться делать выбор, рассказывают психологи.

1. Мой дом – моя крепость. Как бы это не казалось странным, но основа для осознанного выбора — чувство безопасности. Родители должны дать ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, создать условия, в которых он сможет свободно общаться с родителями и делиться самыми важными переживаниями. Сделайте дом местом, где подросток свободно говорит о своих желаниях и к его выбору даже в бытовых мелочах относятся с уважением.
2. Ребенок тоже человек. Родители часто не замечают, что перед ними уже не грудничок, а взрослый человек. Ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Прислушивайтесь к мнению ребенка и не насилуйте его волю в мелочах. Особенно в подростковом возрасте человек должен иметь право на свое мнение и не бояться при этом, что его слова будут в дальнейшем использованы против него.
3. Каждый человек имеет право на любой выбор. Научитесь ослаблять контроль и отдавать некоторые вопросы полностью под юрисдикцию подростка. Например, уроки. Не сделал – твой выбор. Как и любой человек, он имеет право сделать свой выбор. Любой: поиграть в футбол или сделать домашнее задание по математике. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит, исходя из своей точки зрения.
4. У каждого действия есть последствия. Этот пункт напрямую связан с выбором, который делает подросток. Выбор между уроками и футболом был сделан в пользу игры? Тогда, как взрослый человек, прими на себя ответственность за последствия такого поступка и отвечай за них. Чтобы выработать у подростка причинно-следственную связь, необходимо говорить и ним и узнавать, какими он видит последствия того, что он делает сейчас. Но в итоге, позволить подростку действовать согласно его собственному решению, отдавая отчет в том, что ответственность за свой выбор он несет сам в полной мере.
5. Его жизнь — это его жизнь. Человеческое счастье — достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка, что именно сделает другого человека счастливым. Мы уверены, что наше представление о том, как строить жизнь — это лучшее из возможных для нас на данный момент представлений. Но у ребенка есть все шансы сформулировать представление, сильно отличающееся от нашего. При этом его представление будет лучшим для него. Можно обсудить те возможности, которые родители видят для своего ребенка и предложить ему различные альтернативы, при этом уважая его окончательный выбор.
6. Мой ребенок — мое зеркало. Основное и до определенной поры единственное, что делает ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей. Все, что родителям особенно нравится в ребенке — это то, что им нравится наблюдать в себе. И все, что в нем раздражает — это то, что родители отказываются замечать в себе. И если родители вспомнят, как я ведут себя в определенных ситуациях, они очень удивятся совпадению. Не хотите, чтобы ребенок был нерешительным и откладывал дела на потом? Покажите ему правильную модель решения задач на своем примере.
7. Выбор и принятие ответственности — это навык. Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для нас важно, чтобы ребенок научился принимать самостоятельные решения, родители должны быть готовы терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.

Поделиться:

23 Ноя. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх