Как изменится международное образование в рамках БРИКС?

Предстоящий саммит БРИКС, по убеждению многих, должен привести к созданию единого экономического пространства между странами-участницами. И речь не о малом пространстве – суммарное население Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки составляет 43% от мирового. В данных условиях будущее образования стоит не на последнем месте. Совместное ли оно? Сколько же реально осталось шагов до «общего образовательного пространства БРИКС»? Можно ли будет отправиться работать, например, в Индию с российским дипломом? Именно эти вопросы обсуждались на июньской встрече рабочей группы БРИКС по образованию.

Событие анонсировалось как значительный шаг в деле взаимного признания дипломов государствами, входящими в эту организацию. Но на самом деле, до взаимного признания дипломов еще далеко. «Не все российские учебные заведения могут предоставить диплом, который имел бы ценность за рубежом. У вуза должна быть сертификация, должны быть выполнены определенные требования. Кроме того, даже несмотря на наличие международных сертификатов, российские дипломы вызывают подозрение за границей. Иностранцы думают, что мы можем написать в этом документе что угодно», — говорит Гендиректор компании «Формула успеха», преподаватель и организационный консультант Виктория Шухат.

«Надо понимать, что все страны БРИКС имеют свою специфику высшего образования, и это создает проблемы для интеграции. Южная Африка, Индия, Бразилия и Южная Африка являлись в сравнительно недалеком прошлом колониями Британской империи, и потому оказались вовлечены и в орбиту английского образования. Китай 15 лет назад осознанно выбрал политику интеграции в западную образовательную систему. В любом случае, эти страны больше интегрированы в Болонскую систему, чем Россия»,  – считает Исполнительный директор ресурсного центра «Россия — Индия: образование, наука, технологии» Ольга Устюжанцева.

Принципиальной проблемой на пути к созданию единого образовательного пространства является отличие систем высшего образования. В России, должно быть, самое большое количество академических часов. В то же время в Болонской системе основное внимание уделяется самостоятельной работе. Этот факт не стоит недооценивать. Разные подходы к образованию способны формировать совершенно разный менталитет у студентов, а это в свою очередь привносит определенные сложности на пути к интеграции», — говорит эксперт.

«Если Россия добьется международной легитимизации дипломов своих вузов, это будет колоссальная победа. Но это так же увеличит и процесс «утечки мозгов», предупреждает Виктория Шухат. По мнению Устюжанцевой, подписание документов о взаимопризнании и эквивалентности степеней и дипломов облегчит жизнь тем, кто решил уехать. «Но их и так ничто не остановит. Нужно действовать не запретительными мерами, а созданием нормальных условий работы в российских вузах. Ведь уезжают из России в поисках лучшей доли», — сетует она.

С другой стороны, участники БРИКС — это не те страны, в которые стремится уехать большинство выпускников, среди них только Россия и Китай являются центрами притяжения и местом желаемой эмиграции. Россия — из-за того, что у нас все еще неплохое и все еще недорогое образование. Китай — потому что там мощно развивается индустрия образования: Поднебесная очень быстро интегрируется в международный образовательный рынок.

Конечно, договор о взаимном признании дипломов стал бы шагом вперед в создание пространства академической мобильности внутри БРИКС — и, что особенно важно, мобильности научных кадров. «Объединившись в рамках БРИКС, они могут выступить в роли движущей силы. Ведь пока эта организация — достаточно условное образование, развитие его институтов происходит очень медленно. Взаимодействие в науке, экспертном сообществе может придать процессу развития БРИКС очень хороший импульс», — рассуждает Ольга Устюжанцева.

Но такое сотрудничество, по ее мнению, — дальняя перспектива. Просто подписать соглашение об эквивалентности дипломов для того, чтобы сформировать общее образовательное пространство, мягко говоря, недостаточно: системы высшего образования у нас пока еще очень и очень разные. К российскому диплому в той же Бразилии пока отнесутся с подозрением, и свою компетентность российским специалистам там придется подтверждать.

По мнению Устюжанцевой, надо на время оставить сложную и, наверное, пока неподъемную задачу преодоления барьеров в образовании стран БРИКС и создать сетевой университет БРИКС — высшее учебное заведение виртуального типа, тем более что онлайн-образование в последнее время набирает обороты и есть опыт, который в этой сфере можно и нужно заимствовать у ведущих мировых вузов. В таком университете можно будет учиться по интернету, слушая лекции ведущих ученых стран-участниц. А отучившись, получить диплом, который будут признавать во всех странах БРИКС.

Характерно, что и члены рабочей группы БРИКС по образованию видят организацию общего образовательного пространства в первую очередь именно как создание сетевого университета. В Москве они обсуждали проект принципов создания и функционирования сетевого университета БРИКС, которые определят вопросы управления, финансирования, образовательно-методологического наполнения для такого международного сетевого вуза.

Русская планета

Поделиться:

07 Июл. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх