Этот великий исламский философ пытался понять, почему люди влюбляются

В античные времена ученые должны были знать, думать и писать обо всем – о религии, медицине и любви. Философ Ибн Хазм также внес прекрасный вклад в труды о любви.

О Ибн Хазм

Абу Мухаммед Али ибн Ахмад ибн Хазма (994 – 1064 н.э.) родился в Кордове, на юге Испании, три столетия спустя, после того, как там было установлено мусульманское правление.

Он был ученым, поэтом, эрудитом, правоведом и философом правовой школы Захири. Он пережил времена политических потрясений, когда берберские племена получили больше политической власти и Пиренейский халифат распался.

Сам Ибн Хазм вырос в доме, полном женщин. Как он описывает: «Я был воспитан за пазухой женщин и воспитан среди них, не зная никакого другого общества. Я никогда не сидел с мужчинами, пока не стал юношей, и моя борода не начала прорастать». Он женился совсем молодым на девушке по имени Нееман, которую он, казалось, очень сильно любил. Когда она умерла в молодом возрасте, он пребывал в глубоком трауре и так больше и не женился.

Трактат о Любви

Трактат Ибн Хазм о любви, название которого переводится как «Ожерелье голубки», считается одним из величайших шедевров арабской средневековой прозы. Но что отличает его от других? Один из ответов на этот вопрос – это его стиль, тон и андалузский контекст. Ибн Хазм пытается понять, как и почему кто-то влюбляется,  и что мешает влюбиться.

Его трактат был написан в виде письма, адресованного своему другу, который попросил его написать о любви и ее свойствах. Трактат состоит из 29 глав.

Ожерелье голубки

«Ты поручил мне — да возвеличит тебя Аллах! — составить для тебя послание с описанием любви, ее свойств, причин и случайностей,  и того, что бывает при любви и из-за нее происходит, идя путем истины, не прибавляя и не изменяя, но, передавая о том, что вспомнится, в точности, и так, как это произошло, насколько хватит у меня памяти и осведомленности о том, о чем я буду говорить. Я поспешил навстречу твоему желанию, но если бы не обязательство перед тобою, я бы, наверное, не взялся за такое дело. Это дело скудное, а нам, при краткости нашей жизни, наиболее подобает тратить ее на то, что дает нам надежду на простор при возвращении и прекрасный приют в завтрашнем дне.

А одно изречение праведников из числа предков, угодных Аллаху, гласит: Кто не умеет быть мужественным, не сумеет стать благочестивым

Одна из сторон любви — единение. Это высокий удел, великая степень, возвышенная ступень и счастливое предзнаменование, — нет, это обновленное бытие и блестящая жизнь, вечная радость и великая милость Аллаха! И если бы ни была земная жизнь обителью преходящей, полной испытаний и смут, а рай — обителью воздаяния и безопасности от дел порицаемых, — право, сказали бы мы, что единение с любимой и есть чистое блаженство, ничем не замутненное, и радость без примеси, в которой нет печали, и завершение мечтаний, и предел надежд».

Поделиться:

08 Дек. 2016 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх