Этот великий исламский философ пытался понять, почему люди влюбляются
В античные времена ученые должны были знать, думать и писать обо всем – о религии, медицине и любви. Философ Ибн Хазм также внес прекрасный вклад в труды о любви.
О Ибн Хазм
Абу Мухаммед Али ибн Ахмад ибн Хазма (994 – 1064 н.э.) родился в Кордове, на юге Испании, три столетия спустя, после того, как там было установлено мусульманское правление.
Он был ученым, поэтом, эрудитом, правоведом и философом правовой школы Захири. Он пережил времена политических потрясений, когда берберские племена получили больше политической власти и Пиренейский халифат распался.
Сам Ибн Хазм вырос в доме, полном женщин. Как он описывает: «Я был воспитан за пазухой женщин и воспитан среди них, не зная никакого другого общества. Я никогда не сидел с мужчинами, пока не стал юношей, и моя борода не начала прорастать». Он женился совсем молодым на девушке по имени Нееман, которую он, казалось, очень сильно любил. Когда она умерла в молодом возрасте, он пребывал в глубоком трауре и так больше и не женился.
Трактат о Любви
Трактат Ибн Хазм о любви, название которого переводится как «Ожерелье голубки», считается одним из величайших шедевров арабской средневековой прозы. Но что отличает его от других? Один из ответов на этот вопрос – это его стиль, тон и андалузский контекст. Ибн Хазм пытается понять, как и почему кто-то влюбляется, и что мешает влюбиться.
Его трактат был написан в виде письма, адресованного своему другу, который попросил его написать о любви и ее свойствах. Трактат состоит из 29 глав.
Ожерелье голубки
«Ты поручил мне — да возвеличит тебя Аллах! — составить для тебя послание с описанием любви, ее свойств, причин и случайностей, и того, что бывает при любви и из-за нее происходит, идя путем истины, не прибавляя и не изменяя, но, передавая о том, что вспомнится, в точности, и так, как это произошло, насколько хватит у меня памяти и осведомленности о том, о чем я буду говорить. Я поспешил навстречу твоему желанию, но если бы не обязательство перед тобою, я бы, наверное, не взялся за такое дело. Это дело скудное, а нам, при краткости нашей жизни, наиболее подобает тратить ее на то, что дает нам надежду на простор при возвращении и прекрасный приют в завтрашнем дне.
А одно изречение праведников из числа предков, угодных Аллаху, гласит: Кто не умеет быть мужественным, не сумеет стать благочестивым
Одна из сторон любви — единение. Это высокий удел, великая степень, возвышенная ступень и счастливое предзнаменование, — нет, это обновленное бытие и блестящая жизнь, вечная радость и великая милость Аллаха! И если бы ни была земная жизнь обителью преходящей, полной испытаний и смут, а рай — обителью воздаяния и безопасности от дел порицаемых, — право, сказали бы мы, что единение с любимой и есть чистое блаженство, ничем не замутненное, и радость без примеси, в которой нет печали, и завершение мечтаний, и предел надежд».