Эмоции и духовность

У нас отняли поэзию, и большую часть нашего воображения. Мы привыкли думать, что эмоции происходят откуда-то изнутри – из сердца, из самой глубины. Они, выражали наши чувства, самую суть, нашу спонтанность, и, следовательно, нашу искренность: мои эмоции – это моя свобода, я – это то, что говорят обо мне мои чувства. Но реальность гораздо менее романтична.

Современные исследования деятельности человеческого мозга дают нам совершенно иное представление о «производстве» и «природе» эмоций. Терминология, используемая специалистами в неврологии, вызывает  тревогу: в  новой географии мозга не осталось никакого места для пейзажа, дающего полную свободу нашей внутренней жизни и воображению. Скорее это напоминает железнодорожную станцию, или даже армейское подразделение, в котором каждое движение жестко контролируется и вписывается в строго определенную иерархию.

Сигналы, посылаемые нашими нервными окончаниями, направляются  в таламус, который анализирует содержание полученной информации. Затем эта информация передается в гомогенетическую кору головного мозга (известную прежде как «мыслящий мозг»), где она записывается и сортируется перед принятием решений.

Данные, связанные с эмоциями, посылаются в лимбическую долю полушарий головного мозга, где миндалевидное тело, (которое расположено в верхней части мозгового ствола) реагирует на основе полученной информации и «производит эмоции». Это вызывает секрецию гормонов, стимулирует сердечно-сосудистую систему, а также мобилизует нервные центры, контролирующие двигательные функции. Миндалевидное тело – это «очаг эмоций», посылающий сигналы остальной части головного мозга.

По мере выделения адреналина реакционная способность мозга возрастает, и чувства обостряются. Информация, отправленная в ствол мозга, увеличивает частоту сердечных сокращений, повышает артериальное давление, замедляет дыхание и вызывает на лице различные выражения (радости, страха и т.д.).

Не так давно американский невролог Джозеф Леду открыл существование пучка нейронов, которые соединяют таламус непосредственно с миндалевидным телом, минуя гомогенетическую кору. Следовательно, определенное количество сигналов, вызывающих эмоциональные реакции, не проходит через центр «мыслящего мозга», а направляется коротким путем к миндалевидному телу, что производит немедленную реакцию.

Согласно Леду, система, контролирующая эмоции, может действовать независимо от коры головного мозга. Этим объясняется, утверждает он, почему эмоции иногда берут верх над разумом, заставляя нас действовать в неконтролируемой, неестественной и похожей на безумие манере.   В таких случаях мы находимся под влиянием эмоций, потому что кора головного мозга оказалась застигнута врасплох: короткая реакция с  миндалевидным телом парализовала ее власть.

Такова терминология армейской части, в которой   все ранги подчиняется приказам и распоряжениям, и в которой информационные и силовые центры могут потерять контроль над всей системой (когда определенные сигналы – данные – перестают проходить через главный командный пункт, а именно «мыслящий мозг»). Таким образом, наши эмоции – не более чем физические реакции на сигналы, стимулы или выделение гормонов, а их интенсивность зависит от того, каким  путем сигнал, через пучки нейронов,  достигнет  лимбической доли головного мозга.

Но как же порывы сердца и глубокая искренность, о  которой так очевидно свидетельствуют наша явная радость или непрерывные потоки слез? Что стало с красотой наших спонтанных и свободно выраженных эмоций? Все это, похоже, просто вопрос нейронов, синапсов и гормонов в мозгу, где два учреждения ведут борьбу за власть.

Кора головного мозга пытается контролировать данные, чтобы человек мог управлять своими реакциями на сигналы, полученные с помощью органов чувств, в то время как миндалевидное тело вырабатывает вещества, способные заставить мозг  потерять контроль над ситуацией.

Американский психолог Дэниел Гоулман использует выражение «эмоциональный переворот» для описания того, как власть коры мозга может быть свергнута, и расклад сил полностью изменен, когда миндалевидное тело берет контроль над большей частью головного мозга.

Индивидуум теряет все самообладание и оказывается полностью под влиянием эмоций. Он больше не способен ни на какие  решения,  эмоции контролируют его разум и способности принимать решения. Настоящий переворот в армейском подразделении, основанном на строгом внутреннем порядке для отражения внешних атак.

Оказывается,  потенциальная угроза и реальная опасность исходят изнутри самой системы, от конфликтующих внутренних органов. Мы далеки от поэзии эмоций и спонтанных импульсов свободного воображения. Наши эмоции – это, прежде всего, ответы на сигналы и раздражители. Борьба за влияние и напряженность постоянно присутствуют в миндалевидном теле – эпицентре эмоций. В зависимости от интенсивности сигналов, проводимых  соответствующими нейронными пучками, мы можем наблюдать даже дворцовые перевороты. Когда это происходит, человек становится рабом своих эмоций.

Неврология повествует о физиологических особенностях, представляющих большой интерес в психологическом и философском смысле: эмоция – результат взаимоотношений, иногда контролируемых, а иногда довольно противоречивых, между центром мысли и центром эмоциональности. Быстрота и интенсивность эмоций зависят от скорости или оперативности реакции. Напряженность, реактивность, интенсивность и непосредственность: вот некоторые из характеристик эмоций.

То, что мы потеряли в плане поэзии, компенсируется  объективным знанием, и с этим приходится смириться. Парадокс – и заблуждение – заключается в нашей уверенности, что мы используем чувства для свободного выражения спонтанности нашего бытия. Но неврология напоминает нам, что на самом деле все совершенно наоборот: эмоции, которые могут различаться интенсивностью, это всегда продукт реакций, над которыми мы не имеем практически никакого контроля, и которые определяют модальность наших действий в тот момент, когда мы наименее свободны.

Профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан, tariqramadan.com

Поделиться:

28 Янв. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх