Акрам Муртазаев об Узбекистане: транскрипция

Ассаламу аллейкум, дорогие друзья!  Здравствуйте!

 Я – Лилия Мухамедьярова, и я представляю проект центра «Медина» о Современном  Востоке, в котором мы рассказываем  вам о странах и людях, о политике и вере. Здесь мы встречаемся с людьми, которые меняют мир. Которые умеют учить и вдохновлять. И которые знают о Востоке намного больше нас.

 

К сожалению, современный Восток сегодня отнесен в некую зону риска и неясных угроз. Мы же не будем с этим спорить?

 Но в любом бизнесе хорошая репутация  дорого стоит. И репутационные потери считаются  куда страшнее потерь финансовых. Ибо имя всегда важнее денег. 

 Но мы не строим  бизнес. Мы  строим новый тип сознания современных мусульман, что позволит исламскому миру быть увереннее и свободнее.

 Я неслучайно пригласила сегодня Акрама  Муртазаева. Он наша путеводная звезда. Он стоял у истоков создания фонда «Солидарность». Он создатель слогана «Добро наша молитва!». Он нас вдохновляет на многие наши проекты.

 Журналист, писатель, сооснователь «Новой газеты». Автор замечательных высказываний. Он говорит: «Восточный мир проиграл в конкурентной борьбе, и это очевидно! Ему надо наверстывать упущенное. Сегодня в конкурентной борьбе побеждают те, кто захватывает будущее. Не территории, не голоса, а будущее! А будущее принадлежит умным людям».

 А вот что говорят про Акрама Каюмовича коллеги: «Акрам Муртазаев – гениальный изобретатель нового жанра. Это не афоризмы, не каламбуры, не замечательные фенечки Фоменко. Как он сам однажды заметил по другому, впрочем, поводу: „У меня те же буквы, но другие слова“».

 И вот чтобы уж совсем дополнить портрет моего собеседника, расскажу одну историю.

 Однажды он совершенно случайно попал на  семинар журналистов, пишущих на  протестанские темы. Семинар проходил в Австрии, в  протестанской   церкви,  отличающейся своей  строгостью и простотой  убранства. Естественно среди всех участников Муртазаев выделялся  вопиюще не христианской внешностью. И  вот один  из  кардиналов  подошел к нему и  осторожно задал мучавший  его  вопрос: «Простите, вы христианин?». На что Муртазаев ответил: «Увы, я атеист, симпатизирующий  исламу».

В общем, как не крути, Акрам Каюмович, вы наш человек.

 – А вы почувствовали себя понаехавшим, когда прибыли в Москву из солнечного Узбекистана?

 Нет, в прошлом веке еще не было такого понятия, как «понаехавшие». И хотя  визуально было совершенно очевидно, что я не местный, никто этого мне не напоминал. А термин «понаехавшие» в ту безмятежную пору относился больше к  лимитчикам. Так  называли людей, которые по лимиту  приезжали на завод Лихачева, АЗЛК и на различные стройки. Вот они и были понаехавшими,  которых называли не совсем этично – лимита. А все остальные были люди и граждане одной страны. И это было, мне кажется, одно из достоинств той поры.

Правда,  лозунг  той  эпохи — равенство и братство — пожалуй,  был  больше  формальным, но знаки  различия определяло не общество, а кадровики.

 – Вы жили в прекрасной Бухаре, где во времена халифата был  фантастический  расцвет исламской науки, медицины и поэзии. Здесь жили ученые Ибн Сина, составитель сборника «Изречения пророка Мухаммеда аль-Бухари», поэт и математик Омар Хаям, Рудаки.  А в советское время здесь училась вся будущая номенклатура муфтията нынешней России – Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин, покойный Ахмад Кадыров Расскажите о вашей Бухаре.

 Еще надо сказать, что там же, в  высшем духовном училище учился еще и Ходжи Акбар Тураджонзода, будущий Кази-калон Таджикистана один из лидеров  таджикской оппозиции, и они, по-моему, жили в одной келье вместе с Кадыровым.

Моя Бухара? В то время не особенно было афишировалось, что это древний  город,  некий  научный и духовный центр Востока. Просто говорили, что в Бухаре жили замечательные люди, но это особенно не конкретизировалось. В основном город гордился Авиценной, который родился в кишлаке под Бухарой.  Его имя было известно потому, что он дал название такой науке, как Медицина.

– Его знали как Авиценна или Ибн Сина?

 Это было неотделимо – Ибн Сина и Авиценна.

– А был вам известен такой автор и составитель сборника изречений пророка Мухаммеда, мир ему, аль-Бухари? Я скажу, что его книга является второй по важности для мусульман после священного Корана.

 Естественно, про аль-Бухари ни словом, ни духом никто не знал. Про него я  услышал значительно позже, в ХХI веке. Наверное, потому что это был человек  из другой эпохи, и что важнее, из другой идеологии. Советская коммунистическая наука отторгала  от себя  всех великих мыслителей прошлых лет, которые работали в религиозной области.

Впрочем, путь гениев  всегда тернист. Аль-Бухари и при жизни не пользовался  особой  славой  – известно,  что он  четырежды  изгонялся из Бухары….

Но, увы, так было  повсюду  в СССР.  Коммунизм   отрезал не только ислам, но и православие. Такое демонстративное  «незамечание»  религиозного прошлого было, я бы  сказал, равноправным. Подозрение  падало на  всех  представителей  культа. А сегодня, увы, падает весьма целенаправленно…

– Ясно. Однажды «Новая газета» премировала  журналистов, в том числе  меня и Орхана Джемаля путевкой в Самарканд и Бухару. В начале 2000-х туристов там  уже было  мало.  И  это было, напомню, накануне событий в Андижане.

А ведь во времена Советского Союза Самарканд занимал третье место после Москвы и Петербурга по количеству туристов. Это был очень  популярный маршрут. Вот в Питере есть замечательные исторические  памятники, есть Царское село, Лицей Пушкина и Дворцовая площадь. Но когда мы приехали в Самарканд, то увидели, что  и в Самарканде тоже  есть памятные  места, но  им  уж тысячи лет….

Нас потрясла монументальность и красота той же площади Регистан.  Здесь захоронен прах Тимура. Здесь находится медресе его внука Улугбека. Кстати, это было одно из самых престижных учебных заведений мусульманского Востока. Правда, власть и в то время не всегда  была   мудрой: по распоряжению бухарского наместника снесли второй этаж этого замечательного памятника архитектуры. Смешно сказать — в  целях национальной безопасности! (Идиоты  во все времена  похожи друг на друга). Чтобы повстанцы не смогли обстрелять со стен медресе резиденцию правителя.

Я вот думаю, а может быть, Совету муфтиев России рассмотреть возможность организации  пресс-туров в Самарканд и Бухару в рамках борьбы с мифами? Или наша пресса безнадежна?

Знаете, дело в том, что в Самарканд и Бухару ездят и будут ездить люди.  Ведь там  находятся  величайшие памятники старины. Примерно такого же   уровня,  как  Тадж-Махал, который тоже – мечеть. Но  ведь в  Индию  ездят  миллионы  туристов, чтобы   увидеть это  чудо архитектуры.  Шедевры  имеют привычку   выпадать  из  конфессиональных  форматов  – они общечеловеческая   ценность.

И в Самарканд, и в Бухару люди едут, чтобы увидеть творения человеческих рук.  Кстати,  у могилы  великого полководца Тамерлана, всегда полно туристов. Существует легенда, что прах Тамерлана в дни  Сталинградской битвы на  самолете  провезли по всей линии  фронта. После  чего, кстати, согласно легенде,  произошел  перелом в  битве на Волге.

– А это слухи или это на самом деле? Я тоже слышала.

Я не могу ручаться, но прочел немало книг и воспоминаний об этом эпизоде  войны. Был снят даже документальный фильм. (Сталин, не смотря на партбилет в  кармане,  был  мистиком и верил в многие приметы). Но проверить этот  факт, кажется,  уже невозможно.

Как нельзя проверить и тот факт, что именно накануне войны была вскрыта могила Тамерлана, на которой было написано, что «В день, когда вскроют мою могилу,  начнется война, которая будет страшнее всех тех войн, которые вел я». Вроде бы, какие-то данные это  подтверждают: могила была вскрыта  примерно  20 июня 1941 года, но, опять же, говорить о том, что это научно доказано я бы  не стал.

Но, в любом случае, легенды, это часть нашей истории,  часть нашей жизни. В конце концов, вся история Древнего Рима и Древней Греции основана на легендах и каких-то сказках. Например, про 300 спартанцев, которые остановили великую армию Кира. (Кстати, откуда  у народа, сбрасывающего  в пропасть  хилых младенцев и беспомощных стариков, могли родиться  герои?)  А вот  фантазий  у любого народа хватает.

Я думаю, что для  развития  туризма в  Самарканд и Бухару   мало  пресс-туров. Тут нужны усилия и самого Узбекистана, который должен предоставить определенный  уровень  комфорта. Турист,  не должен испытывать недостатка в комфорте. И еще важен уровень безопасности, который  находится в почти прямой  зависимости от уровня бедности.

Конечно, есть любопытные люди, которые  «забыв  уют», пойдут на риск    ради  того, чтобы   увидеть   какой-нибудь древний  монастырь или мечеть.  Но массовый туризм требует комфорта и безопасности. Поэтому здесь надо организовывать  не только людей, надо  и  площадку, где это происходит. Надо сделать ее безопасной, максимально комфортной, надо проложить там современные трассы.

Вот на днях пустили скоростной поезд Ташкент-Бухара, который проходит  этот путь за 3 часа 30 минут! Такое событие и  есть  лучший  способ привлечения туристов, потому что современный комфортабельный скоростной поезд позволяет за 1,5 часа прибыть из Ташкента в Самарканд, из Самарканда за 1,5 часа в Бухару.

Раньше этот путь  на машине мы преодолевали за 8-10 часов, на самолете летели  в Бухару 1 час 15 минут. А сейчас поезд: сел  на вокзале в шикарное кресло и вышел через 3 часа в Бухаре! Вот это и есть самое лучшее привлечение масс.

Но что там есть, на что надо обязательно посмотреть – надо рассказывать. Потому что там всюду  памятники. Особенно в Бухаре.

Все восторгаются Самаркандом, но я бы назвал его стерильным городом. Это  город-музей.  Бухару тоже сейчас  почти  превратили в некий  город-лубок, но во времена моей юности это была совершенно не тронутая  старина.

У меня товарищ жил, снимал квартиру в… келье. Дверь у неё была какого-то ХVII или XVI века.

В Бухаре   стоит  знаменитый  Арк, одна из  его  стен построена в I веке до н.э. Это вообще трудно представить! (В России подобных памятников нет. С добавкой «до нашей эры», здесь ничего и никогда, по-моему, не было). Потому что не посмотреть это невозможно! Знания, реклама, комфорт – это все, что привлечет туда множество людей.

А  места  там просто удивительные! Это касается не только Самарканда и Бухары. Есть еще множество мест чрезвычайно интересных и красивых  в   Хорезме,  в Ферганской долине.

– Нам было очень комфортно, потому что более радушного народа мы до сих пор не встречали, хотя поездили довольно много по миру как журналисты. Конечно, народ Узбекистана (в Бухаре отчасти живет персидский народ, таджикский), очень гостеприимный. Это, в первую очередь, удивляет россиян.

Но я хочу сказать, что люди, на самом деле, не знают, кто живет в Узбекистане, потому что они видят мигрантов, которые работают в Москве, и не видят той культуры, которую создал этот народ, и которая есть в Узбекистане. Для них, это существует отдельно. И они не стесняются даже признавать, что не знали до сей поры, что из себя представляет Бухара и Самарканд.

Вы часто говорили, что нужно разминировать наше прошлое, разминировать наше сознание. Но вот вопрос, кто будет этим заниматься?

Я думаю, что этим будут заниматься любые нормальные люди, потому что нам все равно надо как-то разбираться со своим прошлым. Мы же очень мало знаем про то, что было. (Даже российская история полна каких-то катакомб и ям). А сближение и понимание того региона для России жизненно необходимое условие.

Вот сегодня происходят события в Ташкенте, и топовая информация, это состояние здоровья президента Узбекистана. И всем стало  понятно, что для России это регион чрезвычайно важный.  Не случайно  ведь Путин  прямо из Пекина  прилетел в Самарканд!

И еще: мы же не можем сотрудничать со странами только в кулинарном  формате.  Сегодня сеть ресторанов  «Чайхана» по популярности лидирует  в Москве – люди, которые хотят быстро, вкусно и дешево перекусить, идут именно в «Чайхану» или в какое-то другое восточное заведение.  Но  кулинария это ведь тоже  уровень культуры? То есть, знание культуры Востока –  обязательно?

Вот почему  Коперника  в  России  знают  лучше, чем  Улугбека? Даже в то время,  когда это была одна страна, в школьных учебниках иностранный ученый стоял неизмеримо выше «своего» Улугбека? А ведь вклад в   астрономию  Улугбека значительно  весомее….  И многие его открытия   Коперник просто повторил… Но для  России  Запад всегда  был в большем приоритете.

– Вот я тоже хотела сказать об этом. Власть декларирует, вроде бы, поворот на Восток, но дети учатся на Западе.

А здесь ничего не поделаешь, здесь вступает в силу закон конкуренции. Дело в том, что восточный мир проиграл в конкурентной борьбе, и это очевидно! Ему надо наверстывать упущенное. Вы посмотрите, у нас сегодня примерно четверть населения Земли – это мусульмане. Теперь вспомните лауреата Нобелевской премии мусульманина, вы ведь не назовете никого!

– Это любимый вопрос европейских политиков, каких-то общественных деятелей и исламофобов: «А кто у вас Нобелевский лауреат?»

Я понимаю, что Нобелевский комитет заседает в Стокгольме, у него своя точка зрения,  не  всегда замечающая  Восток. Но тогда давайте возьмем, такие  цифры:  сколько тратят, допустим, Саудовская Аравия, (очень  богатая страна), Кувейт и все прочие «нефтяные»  страны  на развитие науки. И мы увидим, что у них на развитие науки  выделяется  не больше 1 % от ВВП. А Израиль тратит сколько? 4,8 % – практически, в 4-5 раз больше. Это говорит о логике и стратегии развития.

И мы, опять же, должны признать, что с точки зрения сервиса с западным миром может конкурировать только Турция.

– Малайзия.

Ну, Малайзия, это совершенно другое. Конечно, Малайзия! Но Малайзия и Сингапур, это такие шедевры, они не вписываются в какое-то статистическое пространство. Это из ряда вон выходящее явление.

Действительно,  Малайзия факт  невероятного  прогресса – вот пример для всего мусульманского мира. Вот так надо действовать, так жить, так думать, так развиваться.

И  что  сетовать на то, что туристические тропы пошли по Европе… Надо выигрывать конкуренцию, это единственный вариант развития. Если мы возьмем, европейскую туристическую систему, то увидим, что там все приготовлено для туриста. Там отлаженный механизм сервиса, там великолепные гостиницы, не очень высокие цены, надо признать, особенно в не туристический сезон. Там совершенно спокойно можно проехать везде и всюду. Если помните, у нас был такой мальчик в «Новой газете», который за 100 долларов вокруг света объехал.

– Маслов.

Да. Например, в той же самой Ницце я вышел ранним утром на берег и увидел на лежаках спящих студентов. Они с рюкзаками путешествуют. Они путешествуют на электричках за очень незначительные деньги. Спят, правда, в каких-то 8-9 местных комнатах, а  чаще на  пляжах.  Но это студенты. Это их  формат жизни. Им не  важен  комфорт –  важнее   увидеть,  узнать, попробовать.  И вот они  прибыли в  край  невероятных богачей  в Ниццу и  чувствуют  себя там   весьма  уверенно.

– Акрам Каюмович, мы, мусульмане, боимся пришествия туристов, скажем, на Кавказе. Потому что там сложилась своя традиция и своя культура. К сожалению, западная цивилизация принесла немало проблем, немало бед и войн и на Кавказе, и в мусульманском мире. И когда сейчас в Дагестане пытаются развернуть какие-то туристические кластеры, конечно, у местного населения появляется беспокойство по поводу того, что же произойдет дальше?

Вы знаете, здесь  у меня нет какого-то рецепта выхода из этой ситуации. Вот сегодня Франция, в общем-то глубоко христианская страна, отличающаяся особым цинизмом в форме одежды и в купальных принадлежностях (которая предпочитает купаться без них). И эта  вот  такая   Франция  выступила против запрета,  как ту сказать, – «мусульманских купальников». Верховный суд Франции отменил запреты!

В любом случае, мы видим, что идет какое-то людское соучастие в процессе сближения цивилизаций. Без этого никуда не денетесь! Диалог наций   начинается  с соседа-иностранца.  С  угощения.  С улыбки.

Я понимаю, что на первых порах будет сложно, но на первых порах можно ввести какой-то дресс-код, можно написать, что мы просим вас с уважением относиться к местным жителям. Я думаю, что любой турист это всегда поймет. Потому что, приезжая, допустим, в арабскую страну, любой турист ведет себя соответствующе.

И я заметил, что на дорогах Европы российские водители, которые здесь сумасшедшие, и из ряда в ряд легко перескакивают, и мчатся, как угорелые, и не обращают ни на что вынимание, там проявляют удивительную осторожность! Они там ездят аккуратно.

Конечно, российского туриста  легко можно узнать по походке. Можно узнать  соотечественника по тому, как он смело «промахивается» окурком  мимо  урны. И, тем не менее, когда он видит, что он один такой, а вокруг урны ни одного окурка, у него меняется психология.

То есть мы говорим о том, что надо начинать  идти навстречу друг другу. И  сложно представить, что в Дагестан, допустим, сразу приедет миллион развращенных женщин и взволнует весь регион своими прелестями! Этого не будет! Но надо все равно готовиться к тому, что мир развивается. Он переживает  очередную эпоху  мини, и  слабо заметных  купальников.  Но одно несомненно –  всякие  крайности уходят, и все равно побеждает благоразумие. Взвешенность. Вкус.
Здесь нет никакой альтернативы. Человека надо воспитывать. И нормальный   вкус, нормы приличия придут со временем. И культура станет внутренним  состоянием, а не реакцией на окрик. Смотрите, ведь и западный мир постепенно меняется…

Америка была абсолютно раскрепощенная, а теперь начинает проявлять  признаки сдержанности: они очень осторожны в одежде, у них есть штаты, где запрещены мини-юбки, и, тем более, купание топлес. Это происходит! Развивается не только исламский мир, но и христианский мир постепенно обретает более человеческое звучание, входит в нормальный человеческий формат. Все равно от этого же никуда не денешься! Ведь наше поведение, наши межрасовые и межконфессиональные взаимоотношения определяют смысл и продолжительность жизни на этой Земле.

Не будем осторожны – мир разрушится. Это касается не только атомной бомбы, но и формы одежды, и диалога между цивилизациями, между людьми.

 – В России тоже идут какие-то процессы, и последнее назначение министра образования тоже свидетельствует об этом. Кстати, православной, у которой  научный труд, по-моему, был связан с РПЦ. Вас не пугают такие идеологические назначения в правительстве России?

Да нет, они меня, в общем-то, не пугают. Просто настораживают немного.

Но разве надо настораживаться, что министром образования стала  фундаменталистка, христианка православная? Меня больше интересует, насколько она профессиональна. Если человек профессионал, у него  многие   вещи уходят на второй план. Профессионалу важно дело, а не какие-то подробности того, как и кому человек  молится. Да, у православной  могут быть свои приоритеты при составлении школьных программ, но ведь  и это не самое страшное  в жизни. Профессионал слушает голову, а не кровь.

Потому что я вспоминаю тут же сразу историю с Авиценной, которому Ислам категорически запрещал работать с человеческими органами. И великий  ученый ночами пробирался в морг и вскрывал тела, рискуя жизнью. У него стремление к познанию было выше  идеологических догматов.

Но, конечно, пример Ибн Сины тут выглядит несколько неуместно по сравнению с уровнем нынешнего министра образования. Более того, мне кажется, она ни интеллектуально, ни этически не подготовлена к этому посту. Вот это куда важнее ее предпочтениям — как и кому молиться.
Потому что речь идет об образовании государства, в котором существует много народов, много конфессий. И превалирующим при выборе человека на этот пост должно быть именно понимание этой сути и своего предназначения!

А здесь, я думаю, что мы должны ругать не эту несформировавшуюся особу, мы должны задуматься над логикой подбора и расстановки кадров, которая у нас совершенно отсутствуют.

У нас нет системы подбора и расстановки кадров. Есть только поиск  преданных.  Это страшнее.

 – Вот, кстати, что привело к успеху президента Турции Эрдогана? Когда  он выставил свою кандидатуру на выборах, то обратился ко всему народу. Турция тоже государство, где есть и христиане, и мусульмане, есть курды с их мечтой о собственном независимом государстве. Но Эрдоган,  стал обращаться ко всем(!). И это выделило его перед остальными кандидатами.

Он понимал турецкий народ как единое целое, а не как какую-то одну  конфессию. Его упрекают сейчас в исламизме, но Эрдоган обращается ко всем. Он президент страны, а не одного этноса и одной  конфессии. И  это придает  авторитет  власти.

Это то, чего не хватает  в Кремле.

Вы понимаете, традиционно правитель России представлял одну конфессию. Или одну  партию. Но это тоже предмет обучения. И опыта.  Но едва  выборы окажутся непредсказуемыми (то есть, честными), сразу поведение человека, претендующего на  власть,  будет непреложно меняться. Но пока нет каких-то рациональных способов влиять на это. Но в любом случае, процветание страны зависит и от понимания этого факта.

Когда мы говорим о том, что страна буксует, не развивается, это значит, что с ней что-то не так. В ней что-то не так с кадровой политикой,  что-то не так с национальной политикой, что-то не так с экономической политикой. Но я согласен с вами, этнический  вопрос в России, становится всё более  доминирующим.  И не только вследствие демографических процессов.

И поэтому Иосиф Виссарионович в минуту опасности вспомнил про интернационализм и обратился  ко всему народу. Но сразу после Победы  поднял тост  только за определенный этнос.

– Акрам Каюмович все-таки объясните фразу: «Я атеист, симпатизирующий исламу».

– А здесь что объяснять? Дело в том, что я родился в середине прошлого века, и большая часть моей жизни прошла в сугубо атеистическом государстве. И такое понятие, как вера, как Аллах, тогда не звучало.

Потом, я воспитывался в семье партийного работника, человека, который был убежденным коммунистом, преданным своей идеологии. Нельзя сказать, что он на меня сильно влиял в плане религиозном, но сам по себе я рос именно в этой культуре, и не мог себе представить, что когда-то всё будет иначе.

А когда это произошло, то… к христианину, благодаря  внешним данным,  меня отнести  было довольно сложно. А с исламом знаком с детства –  народные традиции, не смотря на все запреты, никуда не делись. Я видел минареты, слышал, как читают Коран на похоронах и на свадьбах (это был обязательный обряд  даже в советское время). Поэтому мне эта культура очень близка, мне близок сам Восток. Поэтому эта культура была во мне, и сидит весьма  органично.

Но она не доминирует во мне, а  просто существует, как подсознание, как душа. Поэтому у меня отношение к исламу очень нежное.

А сегодня еще, когда происходят какие-то странные нападки на ислам, срабатывает правило, – и  во мне тоже заложено это – обиженных всегда надо любить.

Я объяснил это?

 – Да, спасибо. Я хочу вам рассказать про слово без границ, это правда, мы открыли Акрама Каюмовича общине мусульман России. Я просто наблюдала вашу популярность в мусульманском сегменте интернета, когда стали публиковаться ваши статьи на WordYou,  «Слово без границ». Понятно, что выступали на эти же темы и в центральных газетах, московских. Но поскольку у нас был ресурс, ориентированный на исключительно мусульманскую аудиторию, то мусульмане неожиданно открыли для себя Акрама Каюмовича Муртазаева.

Допустим, ваше выражение «Нет ничего грязнее этнической чистоты», которое очень созвучно выражению пророка Мухаммеда, мир ему. И для мусульман, которых вы поддержали во время каких-то нападок и непонятной агрессии со стороны СМИ, обретение достоинства было очень важным. И я могу вам сказать, что вы обрели доверие у этой недоверчивой публики. И у вас есть возможность что-то сказать мусульманам вроде напутствия. В исламе это «насыхат», так звучит, если перевести дословно, «внушение». Это совет, это внушение. Сделайте, пожалуйста, «насыхат», как говорят мусульмане, Акрам Каюмович.

У меня не получается управление массами. Какие-то апрельские тезисы не для  меня, и на броневик я бы никогда не залез. Но я могу посоветовать только одно.

Сегодня в конкурентной борьбе побеждает те, кто захватывает будущее. Не территории, не голоса, а будущее! А будущее принадлежит умным людям. Поэтому для мусульман сейчас очень важно посвятить себя обучению, образованию.

Очень много читать, очень важно учиться. Посмотрите, в американских ВУЗах долгое время первые места на всех конкурсах, олимпиадах,  вступительных экзаменах всегда занимали евреи. И вдруг в последнее время на Олимпе начали появляться  китайцы!  И  южнокорейцы.

То есть мусульмане должны составлять конкуренцию. Надо, побеждая на конкурсах,  получать места в самых престижных ВУЗах мира, а они находятся, как ни крути, в Европе и в Америке. И именно туда надо идти обязательно и учиться там, получать знания и развиваться. И самое главное, больше читать.

У мусульман нет такой традиции, как чтение книг. Увы, это правда. Я бывал во многих домах на Востоке и видел – книги, это чрезвычайная редкость. Я понимаю, сейчас они снова стали редкостью, поскольку есть компьютер, но книга должна быть. Должна быть сотня книг, которые обязательны для чтения для каждого образованного человека.

Всякая несостоятельность и неуверенность в себе происходит именно от незнания, от узкого кругозора, от нечтения. Вот нечтение должно быть главным запретом в исламе, кто не читает, тот не мусульманин! Вот это главное, обязательное для всех и всегда. Не читаешь – ты не мусульманин. Тебе завещано быть самым развитым, самым умным, быть в курсе всего, побеждать на всех олимпиадах, учиться лучше всех, быть лучшим в классе – это обязательное условие.

Благодарю Акрама Каюмовича за мудрость и точность.

А мы  подготовили  для  вас дорожную карту Бухары, на  которую  нанесены   не только     древние  архитектурные  памятники, охраняемые  ЮНЕСКО, например,  величайший  минарет Калян, но и места, которые  охраняются только сердцем и памятью.  Они почти  никогда не упоминаются в путеводителях, но  ваш  маршрут не должен обходить  их.
Ну, например, как  не увидеть  легендарный   Ляби-Хаус,  славный тем, что именно из него Ходжа Насреддин   вытащил  тонущего  купца. Все, кто пытались  его спасти,  кричали  – дай  руку. А купец не привык давать  Ходжа    сразу все понял и, протянув руку, крикнул: «Возьми».

Ссылка расположена в разделе подкасты на сайте центра «Медина» medina-center.ru.  Скачивайте, изучайте, путешествуйте!

Хорошая новость – недавно в Узбекистане пустили скоростной поезд Ташкент-Бухара, что значительно облегчает путешествие по этой стране. Теперь путь до  Бухары займет у вас всего за 3 часа 30 минут. Это – сказка! Ведь  мы на машине  из Ташкента до Бухары мчались аж 10 часов.
На  самолете  этот  путь займет   один  час. Но  такой  поезд все делает проще — вошел в шикарный вагон и через 180 минут ты на месте. 
Вот, так скорость и комфорт приблизили к нам тайны и величие прошлого.
 Как говорил Акрам Каюмович – сегодня в конкурентной борьбе побеждают те, кто захватывает будущее. Ни территории, ни голоса, а  именно будущее! А будущее принадлежит умным людям. Поэтому посвящайте себя обучению и образованию. Читайте!
«Икра!» – сказал Всевышний в Коране. Что на арабском означает – «Читай!». «Читай, во имя Господа твоего».

В нашем центре «Медина» существует целая школа обучения чтению на арабском языке. Это лучшая школа в Москве, со своими традициями. Со своей уникальной программой и учебниками. Еще в нашем центре обучают арабскому самых маленьких – дошколят и школьников. И уже совсем скоро в центре состоится онлайн-семинар «Как научить арабскому детей». 

Очень важно образование, очень важно много читать, очень важно учиться. Как полагает Акрам Каюмович, несостоятельность и неуверенность в себе происходит именно от незнания, от узкого кругозора и от нечтения. И предлагает радикальный метод: нечтение должно быть главным запретом! Вот это главное – обязательное для всех и всегда.
Тебе завещано быть самым развитым, самым умным, быть в курсе всего, побеждать на всех олимпиадах, учиться лучше всех, быть лучшим в классе – это обязательное условие. И хорошо бы расширять свои знания о других странах не только в сфере гастрономии.

А в следующем нашем подкасте мы встречаемся с Надеждой Кеворковой и будем говорить про то, как столичная журналистка стала дагестанской учительницей.

До встречи. Мир вам!

 

 

 

Поделиться:

18 Окт. 2016 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх