5 плюсов онлайн-обучения

Сегодня темпы получения знаний выше, чем прежде. За пять-шесть лет обучения в вузах уже нельзя получить ту базу, которая понадобится на протяжении всей жизни – знания имеют свойство устаревать и терять свою актуальность.

После окончания вуза человек может получить колоссальный опыт, работая по найму либо открывая свое дело. Однако многие из них признают, что ощущают нехватку знаний. Некоторые жалеют, что не учились лучше в университете. Другие утверждают, что их все равно толком не учили.

Действительно, едва ли любой выпускник высшего учебного заведения способен применить свои знания на практике. Теория и практика существуют отдельно друг от друга. Программы почти всех вузов идут вразрез с требованиями компаний, они раздуты и скучны… И современные молодые люди, которые вполне способны оценить присутствие или отсутствие прогресса в своих знаниях и навыках,  предъявляют высокие требования к качеству обучения в университете. Поэтому все большую популярность как среди молодежи, так и среди более взрослых людей все большую популярность приобретают вебинары (лекции в режиме онлайн), бизнес-литература, а так же онлайн-курсы.

И не удивительно, в условиях нехватки времени и высокой конкуренции человек хочет получать информацию быстро, качественно и доступно. Онлайн-ресурсы обеспечивают тот уровень мобильности для современного человека, требуя только подключения к интернету и желания узнавать что-то новое. Учебные программы такого рода уже успели стать трендом в сфере образования. Решение поистине революционное, в особенности для тех, у кого нет времени либо денежных средств не учебу в обычных университетах. Поэтому стали появляться массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые произвели революцию в образовании.

На сегодняшний день огромное количество людей в мире пользуется интернет-ресурсами, специально разработанными для организации онлайн-обучения. Среди наиболее известных – Coursera, Coder Dojo, Codecademy, Carnegie Mellon Open Learning Initiative, Google Code University, Khan Academy, Stanford iTunes U, MIT Open Courseware, Mobiletuts+, Free-Ed, EdX, O’Reilly, Treehouse, Udemy ит.д.

Но, наверняка, у онлайн-образование есть как преимущества, так и недостатки. Попробуем разобраться.

Минус 1. Уровень мотивации «не зашкаливает».

Онлайн-курсы пока не достигли должного уровня эффективности. Их заканчивают лишь 20 процентов слушателей, большинство студентов останавливается на полпути. Тому причина – не отсутствие мотивации вообще, а отсутствие стабильного уровня мотивированности. Как и любое обучение, онлайн-курсы требуют постоянного и постепенного изучения материала, выполнения заданий. Но вдохновившись на освоение новых знаний в начале, не все доводят это дело до конца.

Другой вопрос – поиск эффективных методов поддержания мотивированности студента. Как считают некоторые ученые, будущее открытых онлайн-курсов за привлечением нескольких каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и обеспечением полного погружения в тему.

Как показывает практика, люди, которые выбирают онлайн- обучение, заметно отличаются от тех, кто поступает на дневное отделение сразу после школы. Как правило, это очень мотивированные и самостоятельные граждане, многие из которых уже имеют высшее образование и решили либо сменить профессию, либо повысить компетенции в смежных областях наук.

Минус 2. Английский – друг не для каждого.

Подавляющее большинство онлайн-курсов проводятся на английском языке. Но это, скорее, проблема не курсов. Проблема в том, что наши сограждане плохо владеют английским языком. Но эту проблему собираются решить ведущие вузы страны. Согласно последним новостям, первые онлайн-курсы, созданные в рамках ассоциации “Российская национальная платформа открытого образования”, куда входят крупнейшие университеты, начнут работать уже 1 сентября 2015 года. Разумеется, на русском языке.

Минус 3. Новая технология и старая база.

Эта проблема касается университетов и образовательных учреждений, которые желают открыть онлайн-курсы.  Сложности связаны с нормативно-правовой базой. Например, когда Рособрнадзор проверяет вузы на соответствие нормам и требованиям, он опирается на подходы, разработанные применительно к традиционным формам обучения. То есть, скажем, если человек проходит онлайн-обучение у московского вуза, а сам физически находится в Томске, то вуз должен отчитаться за предоставление студенту полного спектра услуг по всем направлениям образовательной деятельности – от библиотек до спортивных комплексов.

Как утверждает проектор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Александр Молчанов, очень сложно убедить бухгалтерию в том, что необходимо постоянно выделять средства на обновление программного обеспечения и усовершенствование самих учебных курсов. Потому что всегда было так: закупили комплекты оборудования и учебников – и на этом расходы закончились, вплоть до списания материальных ценностей через несколько лет. А тут совершенно иные темпы, другие требования.

Минус 4. Живого общения ничто не заменит?

Очевидным минусом онлайн образования (не для интровертов) можно назвать отсутствие  живого контакта с преподавателем. Для некоторых людей это действительно проблема в процессе изучения материала. Атмосфера университета, где есть учитель, который рассказывает важные вещи и дает мгновенную обратную связь, и есть студенты, которые внимательно (в идеале) слушают и впитывают информацию, исправно делают домашние задания, способна поддерживать студента в тонусе.

А теперь о преимуществах онлайн-обучения…

Плюс 1. В темпе, в темпе!

Самый главный “плюс” дистанционного образования – это возможность обучения в своем личном темпе. Учащийся устанавливает сам, как и когда ему учиться.  Очень легко с помощью этого совместить учебу с работой или заботой о ребенке.

Плюс 2. Что хочу, то и учу.

Выбрать именно тот предмет, который нравится тебе, тоже не проблема. Отныне не нужно учить и сдавать то, что не пригодится, и отчего клонит в сон. На известных образовательных интернет-платформах как Coursera вы учите непосредственно те дисциплины, которые вам нравятся. Часто чтобы поступить в магистратуру факультета журналистики либо истории нужен диплом бакалавра или специалиста в этой сфере. Мечтали стать писателем, но пошли учиться на инженера? Никто не ограничивает вас в сферах, в которых вы можете развиваться посредством онлайн-ресурсов.

Плюс 3. Учиться у лучших.

Мечтали поступить в Принстонский университет, но это осталось лишь мечтой? Образовательные платформы предоставляют доступ к онлайн-лекциям лучших университетов мира. И получить сертификат того же Coursera о завершения курса экономической истории в Принстоне – не сказка, а реальность.

Плюс 4. Экономия денег. В цифрах.

Онлайн-курсы преимущественно бесплатны. Однако есть и такие, которые требуют определенных вложений. Но не стоит пугаться – в сравнении со стоимостью заочного обучения получается очень и очень выгодно. В частности, стоимость обучения одного человека в течение года заочно – примерно 56 000 рублей. Дистанционно же можно дать ему те же самые знания, и обойдётся это ему в несколько раз дешевле, порядка 12 000 рублей в год. И это притом, что на “заочку” набирают не более 128 человек, а на “дистанционку” – более 500. То есть налицо солидная экономия средств, особенно если учесть, что при дистанционном обучении на одного преподавателя приходится на порядок больше студентов, чем когда он работает с заочниками и очниками.

Плюс 5. Экономия времени. В цифрах.

– Красноречивый пример: обычно лекция в вузе длится 2 часа, – говорит проектор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Александр Молчанов. – И когда мы изучали разные варианты дистанционного обучения, то поначалу планировали просто организовывать трансляции с занятий того или иного педагога. Однако провели такой эксперимент – попросили педагога прочесть лекцию для пустой аудитории, где не было ни одного студента. И оказалось, что весь материал он вполне способен изложить, вместо двух часов за 50 минут! Спрашивается, а что же он делает на лекции остальное время? Кого-то спрашивает, ждёт ответа, пишет и стирает с доски и т.д. Словом, процесс обучения можно “уплотнить” без потери качества. И это тоже вполне очевидный плюс дистанционного образования.

Итак, у дистанционного образования много и плюсов, и минусов. Выберите Вы его или нет – зависит исключительно от Вас, от Ваших личных качеств и потребностей. Часть проблем, связанных с российским дистанционным образованием, попробуют решить лучшие вузы России.

Уже к осени этого года откроются онлайн-курсы при таких университетах как МГУ имени Ломоносова, Санкт- Петербургский госуниверситет, Высшая школа экономики, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МФТИ, Уральский федеральный университет. В ближайшие три года они вложат в развитие открытого онлайн-обучения не менее 50 млн рублей каждый.

По словам Дмитрия Ливанова, появление такой платформы будет способствовать повышению качества образовательных программ. “Я считаю, абсолютно правильно, что эта задача ложится на ведущие университеты, в которые вложены значительные средства и которые не только могут, но и должны нести ответственность за высокое качество образовательного контента. Со стороны министерства будут предприняты все необходимые меры для широкого использования курсов”, – цитирует пресс-служба министра.

Рассматриваются различные варианты использования курсов: те, которые являются частью образовательных программ и те, которые сможет освоить любой желающий. Помимо этого, планируется создать нормативную базу для перезачета результатов обучения, полученных при освоении курсов в таком дистанционном режиме.

Остается лишь надеяться, что усилия окупятся сторицей, и онлайн-обучение в России будет развиваться посредством не проб и ошибок, а сознательных действий и успехов. Как бы там ни было, успешные мировые модели дистанционного образования уже существуют, и есть у кого учиться.

Поделиться:

15 Апр. 2015 г.
наверх

ОБРАЗОВАНИЕ

Мусульманки в науке

Причины этого во всем мире одни и те же: прежде всего это отношение общества и культурные традиции, а также семейные обязанности. Но примечательно, что в мусульманских странах ситуация несколько отличается.

Дальше »

ИССЛЕДОВАНИЯ

Праздника много не бывает

Другое дело – школьники. Руководство учебных заведений страны в таких ситуациях проявляет солидарность с учениками-мусульманами, разрешая им пропустить «съеденный» паралельным праздником день.

Дальше »

БЛОГИ

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

Дальше »
наверх